- Обед из лагерной кухни был настолько отвратителен и в кухне царила такая ужасная грязь, что лучше было не состоять на горячей порции
- Европейцы
- Как выживали в концлагерях? часть 2: лагерный быт
- Категории «недочеловеков»
- Личные качества офицеров сс оценивали по вкусной пище в концлагерях — новости на newsland
- Питание второсортных людей и остальных…
- Пища обитателей лагеря. «великий пост» в соловецком концлагере
- Свидетельствуют заключенные слона
Обед из лагерной кухни был настолько отвратителен и в кухне царила такая ужасная грязь, что лучше было не состоять на горячей порции
Весьма неизбалованный и вполне здоровый человек может просуществовать впроголодь на выдаваемый двухнедельный паек не больше десяти дней. Паек состоит из соленой трески, гречневой крупы, сушеной зелени (600 грамм на две недели), соли, подсолнечного масла (1 литра на две недели), сахарного песку (150 грамм на две недели), картофеля и 500 грамм ежедневно черного хлеба.
Получающие горячий обед непосредственно из лагерной кухни питаются еще хуже, так как продукты раскрадываются заключенными, обслуживающими кухню. Большинство заключенных специальных рот получают ежемесячную помощь от своих близких и друзей в виде посылок с продуктами и деньгами.
Пока есть сообщение с материком, то есть в течение пяти месяцев, посылки приходят регулярно. С наступлением зимы продукты можно приобретать только в кооперативной лавке, но там все продукты очень дороги и не всегда имеются в наличии. Привожу цены некоторых продуктов — в долларах: 1 кг. полубелого хлеба — 25 центов; 1 кг. соленого топленого коровьего масла — 1 долл. 40 центов; 1 кг. соленого свиного сала — 1 долл.;
1 стакан молока (из вновь возрожденной бывшей монастырской фермы — 11 центов; 1 жестянка 250 грамм мясных консервов — 40 центов; 1 кг. сахарного песку — 50 центов. Если у заключенного даже есть возможность приобретать продукты, это все-таки еще далеко не решает вопроса питания.
У каждого заключенного свободного времени имеется в обрез. На все помещение 10-й роты имеется только три маленьких печки в коридоре, на которых официально не разрешается готовить. Разумеется, все готовят на этих печах, всегда с риском навлечь на себя гнев начальства и оказаться на Секирной горе.
Поэтому, как только проносится слух, что в Кремле бродит кто-либо из высших чинов администрации, всякое приготовление пищи прекращается. Спрашивается, где же готовить? Ведь если разрешается получать на руки двухнедельный сухой паек, то значит разрешается где-нибудь приготовлять из этого пайка обед.
Никто из заключенных этого не знает и никогда не решится поднять этот вопрос, так как за это могут перевести обратно в собор.» (Седерхольм Борис. Въ разбойномъ станѣ. Глава 42. Изд-во: Типография «STAR», Рига. Латвия. 1934.)
Европейцы
К западным европейцам, которых фашисты стремились только переделать на свой лад, а не уничтожать, нацисты относились хуже, чем к немецким заключённым, но лояльнее, чем к советским узникам, евреям и цыганам.
Французы, австрийцы, голландцы и англичане, работая в лагерях, зарабатывали от 10 до 40 пфеннигов в день, которые тратили в лагерном магазинчике.
Как выживали в концлагерях? часть 2: лагерный быт
В прошлой статье мы рассмотрели первую стадию реакции заключенного — прибытие в лагерь. Виктор Франкл выделил и вторую стадию. Она получила название «апатия». Что же характерно для этой стадии? Дадим слово автору:
«Апатия, внутреннее отупение, безразличие — эти проявления второй фазы психологических реакций заключенного делали его менее чувствительным к ежедневным, ежечасным побоям. Именно этот род нечувствительности можно считать необходимейшей защитной броней, с помощью которой душа пыталась оградить себя от тяжелого урона».
Заключенные в лагере вынуждены постоянно наблюдать за садистскими наказаниями, которым подвергались их товарищи. И нормальная человеческая реакция — отгородиться от этого, не смотреть, спрятаться. Но никуда не спрячешься. Можно лишь направить взгляд в пол. Но проходят дни, недели, месяцы и реакция людей на жестокость меняется. Они столько всего видели, что внутренне их все эти зверства уже не трогают. Возникает ощущение, что душа перестает ощущать чужую боль — в ней что-то отмирает. Единственное, что чувствует заключенный, когда становится невольным свидетелем жестокости, так это некоторое чувство радости от того, что он сам не находится в положении избиваемого.
Вместе с состраданием у заключенного отмирают и такие чувства, как брезгливость, страх и возмущение. Но было одно чувство, заглушить которое было практически невозможно. Речь идет о справедливости. По свидетельствам узников, даже физическая боль не приносила столько страданий, сколько проносила боль душевная от острого ощущения несправедливости всего вокруг происходящего.
У заключенных не было имен. Был только номер, вытатуированный на коже. И в списках, составляемых нацистами, стояли одни только номера. Человек терял свою самость. Его «я» было полностью растоптано лагерной системой. Каждый понимал, что лучшая стратегия выживания — никогда и ничем не выделяться из толпы. Ни в коем случае нельзя привлекать к себе внимание СС — это было смертельно опасно.
Говоря о нечеловеческих условиях лагерной борьбы за выживание, автор особо выделяет голод. Голод — это то чувство, которое полностью порабощало человека. Навязчивые мысли о еде не давали покоя ни днем, ни ночью. И многие мечтали о нормальном питании даже не ради вкуса самой еды, а ради того, чтобы избавить человека от того недостойного состояния, при котором он вообще ни о чем кроме еды и думать-то и не может.
Автор с благодарностью вспоминает повара, который разливал жидкий суп невзирая на лица. А это означало, что любому заключенному в тарелку могла попасть лишняя картошка или несколько горошин. Прочие же повара простым заключенным разливали суп только «с верха», а со дна зачерпывали только «привилегированным» узникам или же своим друзьям.
Вопрос о том, как лучше разделить свои скудные хлебные запасы, в лагере был совсем не праздным. И здесь у заключенных не было единого мнения. Одни считали, что свой хлеб лучше съедать сразу и в момент выдачи. Так имеется хоть какая-то возможность подпитать себя энергией и пусть ненадолго, но приглушить голод. И еще один плюс — никто этот хлеб уже не украдет. Другие же, в том числе и сам Виктор Франкл, считали, что удовольствие от хлеба необходимо растягивать максимально надолго. Цитирую автора:
«Когда кругом слышались охи и стоны. Когда приходилось видеть, что сильный когда-то мужчина, плача как ребенок, с не налезающими на ноги ботинками в руках босиком выбегает на заснеженный плац… Вот тогда я и хватался за слабое утешение в виде сэкономленного, хранимого с вечера в кармане кусочка хлеба! Я жевал и сосал его и, отдаваясь этому ощущению, хоть чуть-чуть отвлекался от ужаса происходящего».
Предполагая, что у читателей неизменно возникнет вопрос о сексуальных потребностях заключенных, автор отвечает на него однозначно — никаких сексуальных фантазий у узников лагерей нет и быть не может. В условиях невозможности удовлетворения самых примитивных человеческих потребностей мысли о сексе не могут найти никакой почвы. Зато каждый заключенный ощущает сильнейшую тоску по любви и заботе.
Внутренний диалог с любимым человеком — этот простой психотерапевтический прием — позволил многим заключенным не впасть в отчаяние и не опуститься окончательно. Те, кому было ради кого продолжать жить, отчаянно боролись за свое существование. Подчас было невыносимо трудно и больно. Но они не сдавались.
Автор описывает случай, когда ночью лежащему рядом с ним человеку явно приснился кошмар. Виктор Франкл уже хотел было разбудить соседа, но потом подумал о том, что едва ли самый страшный кошмар будет хуже, чем возвращение человека в лагерную действительность. И не стал его будить. Автор с горечью отмечает, что для него самого ранние часы пробуждения (почти еще ночью) были самыми тяжелыми из всех. Ведь сон, пусть и совсем ненадолго, позволяет человеку забыться. Отрешиться от всего. Но беспощадные утренние три гудка вновь возвращают к той ужасающей атмосфере жестокости и равнодушия…
Заключенные радовались, когда у них была возможность перед сном заняться уничтожением вшей. В противном случае эти отвратительные насекомые, которыми буквально кишел барак, отнимали у узников и без того драгоценные минуты сна.
Они завидовали простым арестантам — не узникам концлагерей, а обычным преступникам. У тех, по крайней мере, были свои нары, улучшенное питание, возможность получать посылки и письма с воли. Всё это было для лагеря невозможной роскошью.
Автор отмечает еще одну особенность психологии узников. Человек в лагере становится крайне раздражительным. Всему виной голод и постоянный дефицит сна. Раздражительность, помноженная на апатию, приводила к упадку духом. Люди ощущали свою полную беспомощность в сложившейся ситуации. Они были всего лишь игрушками в руках бездушной машины смерти. А ведь когда-то, еще совсем недавно, каждый из них имел свою семью, обладал какой-то профессией, был кому-то нужен.
Но и в таких, казалось бы, совершенно невыносимых условиях, находились люди, которые вне зависимости ни от чего сохраняли человеческие чувства и имели способность к состраданию. Их можно было встретить не только в среде заключенных, но даже и в рядах СС. Но об этом — в следующий раз.
Категории «недочеловеков»
Историк Владимир Родионов описывал, что в нацистских лагерях строго соблюдался принцип расовой сегрегации, согласно которому все заключённые по наличию «арийской смеси» подразделялись на четыре категории. Первую группу составляли политзаключённые немецкого происхождения, вторая состояла из представителей северо-европейских народов (датчан, норвежцев, шведов, голландцев), в третью объединялись выходцы из южно-европейских стран (французы, итальянцы, бельгийцы), в четвёртую попадали жители всех славянских государств (русские, чехи, поляки, словаки).
По сведениям бывшего узника концлагеря, Арона Шнеера, фашисты, распределяя по лагерям советских пленных, учитывали их национальность, поскольку резко негативно относились к выходцам из среднеазиатских республик и Закавказья.
Личные качества офицеров сс оценивали по вкусной пище в концлагерях — новости на newsland
Главное Экономическое Управление СС. Ораниенбург, 20 января 1943
Начальник служебной группы «Д»
Концентрационные Лагеря.
D I/1 Az.: 14 c 2/1 Ot.
Секретный дневник — N 46/43
Предмет: Занятость заключенных в производстве вооружений.
Ссылка: Распоряжение начальника Охранной полиции и СД
IV C 2 Общий N 4001/43 g от 31.1.42
Приложение -1- СЕКРЕТНО
Комендантам Концентрационных Лагерей: Лично.
Дахау, Заксенхаузен, Бухенвальд, Маутхаузен, Флоссенбюрг, Нойенгамме, Аушвитц, Гросс-Розен, Натцвайлер, Нидерхаген, Штутхоф, Равенсбрюк, Херцогенбуш и лагерь военнопленных Люблин.
Прилагаемая копия посылается для ознакомления.
Как я уже указывал, все средства должны быть применены, чтобы подавить смертность в лагерях.
Путём полного использования имеющегося в наличии продовольствия для приготовления вкусной пищи, а также, благодаря увеличению получаемых посылок, это представляется вполне возможным.
Cчитаю, что коменданты лагерей и начальники администрации лагерей несут личную ответственность за предельное использование каждой возможности поддержания работоспособности заключенных, и в будущем, буду рассматривать личные качества ответственных офицеров СС исходя из того насколько полно они выполнили свои обязанности в связи с вышеизложенным.
Подпись: Глюкс (Gluecks)
Бригадефюрер СС и Генерал-майор Войск СС.
Под лагерем военнопленных «Люблин» Глюкс имеет ввиду «Майданек». Это был большой рабочий лагерь, располагавшийся на окраине города Люблина, от которого и получил свое название; «Майданеком» его позже назвали поляки.
До лагеря можно было доехать на трамвае, он просматривался со всех сторон, с верхних этажей домов близлежащих улиц была видна вся его внутренняя территория.
Некоторые лжецы до сих пор рассказывают басни о том, что в Майданеке убили миллионы евреев, а их трупы устранили без следа. Причем, они не могут объяснить как немцам удалось это сделать — ведь лагерь находился в черте большого города, так что польское население в непосредственной близости от себя могло беспрепятственно наблюдать за работой «фабрики смерти», но при этом никто ничего подозрительного не замечал. То что помещения, которые показывают доверчивым туристам как «газовые камеры», таковыми не являются, неопровержимо доказал Гермар Рудольф.
Источник:http://holocaustrevisionism.blogspot.com/2022/02/blog-post_11.html#more
Питание второсортных людей и остальных…
Люди второго сорта довольствуются торговыми сетями, продающими продукты сомнительного качества. Остальные покупают просроченные помои с переклеенными этикетками, так что каждый ужин для них может стать последним. Кстати, в России не ведется статистика пищевых отравлений (или она строго засекречена), но эксперты озвучивают дикие для цивилизованной страны цифры:
Пища обитателей лагеря. «великий пост» в соловецком концлагере
Розанов Михаил. Завоевание белых пятен. Покаяние : Коми республиканский мартиролог жертв массовых политических репрессий. Т. 8, ч. 2 / Коми респ. общест. фонд «Покаяние» ; сост. Е. А. Зеленская, М. Б. Рогачев. – Сыктывкар, 2006. – С. 17–177).
Свидетельствуют заключенные слона
1937.II.22 № 93. В столовой у нас появился графин с настойкой на сосновой хвое — антицинготный напиток, 1 ложку которого рекомендуют добавлять в суп. Хоть я и не страдаю цингой, но иногда стал подливать себе в суп: пахнет розмарином (тебе ненавистным) и вообще лучше, когда пища хоть чем нибудь пахнет.
Павел Флоренский, заключенный: питание и продукты у заключенных СЛОНа
1937.V.11 № 99. Последнее время я пристрастился к водорослям, которые поедаю немало: нарезаю, промываю, варю с прибавкою уксуса и затем заправляю кашей, винегретом, чечевицей или вообще чем придется. Для еды беру Laminaria saccharina, как более нежную.
По вкусу водоросли неск. напоминают тушеную капусту, но вещественнее ее и, на мой вкус, приятнее; пожалуй в них есть отдаленное сходство со спаржей. Особое свойство водорослей — давать чувство насыщенности, и невидимому это не только субъективно, но и соответствует содержанию в водорослях белковых веществ.
» (Флоренский Павел, священник. Сочинения. В 4 т. Т 4. Письма с Дальнего Востока и Соловков / Сост. и общ. ред. игумена Андроника (А.С. Трубачева), П.В. Флоренского, М.С. Трубачевой.- М.:Мысль, 1998.-795 с., 1 л. портр. — (Филос. наследие)
Арпад Сабадош (Szabados Arpad). Двадцать пять лет в СССР (1922-1947 гг.). Будапешт, 1958 г. Пер. Т.Лендьел. Ред. В.Литинский, 2006)