Перемотка электродвигателей своими руками

Перемотка электродвигателей своими руками Инструменты
Содержание
  1. Концентрическая намотка
  2. Работа с объемными обмотками
  3. Восстановление и ремонт
  4. Качество ремонтных работ
  5. Намотка катушек и сушка
  6. Вакуумная сушка
  7. Преимущества
  8. Пропитка под давлением
  9. Электродвигатель: диагностика и перемотка
  10. Диагностика обмотки и возможные причины неисправности
  11. Запуск шарика для поиска места КЗ
  12. Особенности перемотки электродвигателей различных типов
  13. Асинхронные двигатели
  14. Коллекторный двигатель
  15. Расчет и выбор материалов для обмоток
  16. Проблемы с местом производства
  17. Процесс перемотки электродвигателя
  18. Удаление старой обмотки
  19. Намотка новой обмотки статора
  20. Намотка обмотки ротора
  21. Приспособление для балансировки ротора
  22. Пропитка
  23. Как перемотать двигатель своими руками
  24. Примерный порядок действий при самостоятельном ремонте электродвигателя
  25. Перемотка электродвигателей своими руками
  26. Основные принципы работы электродвигателей
  27. Инструменты и подготовка
  28. Техника перемотки электромоторов
  29. Подбор провода и изоляции
  30. Советы опытных специалистов

Концентрическая намотка

Концентрическая намотка — это процесс, который с течением времени все больше устаревает из-за своей трудоемкости. Этот способ намотки применяется, как правило, только в электрических машинах с закрытыми пазами и предполагает изготовление изоляционных гильз по шаблонам из материалов, соответствующих номинальному напряжению и теплостойкости машины.

Кроме того, в гильзы устанавливаются шпильки в соответствии с размерами изолированного провода, и должна быть выбрана схема намотки, обеспечивающая наименьшее напряжение между соседними проводниками в пазу. Подготовка провода к намотке включает также удаление изоляции с обоих концов катушек.

Работа с объемными обмотками

При работе с объемными обмотками первым шагом является подготовка и установка изолирующих пазовых коробок в пазы. Следует отметить, что в старых машинах эти пазовые коробки обычно состояли из двух слоев электрокартона и одного слоя лакированной ткани. Однако в настоящее время они заменены пазовыми коробками, содержащими одну пленку электрокартона. В машинах более новых серий используется только один тонкий слой изоляционной пленки.

Читайте также:  Как правильно паять паяльником провода между собой в домашних условиях

Восстановление и ремонт

При восстановлении электрических машин старых серий применение новых материалов, в том числе обмоточных проводов, позволяет повысить их надежность и мощность. В то время как при ремонте машин более новых серий следует использовать только соответствующие высококачественные материалы и обмоточные провода. В противном случае ремонт приведет к снижению надежности машины, ухудшению ее технико-экономических показателей и значительному снижению мощности.

Качество ремонтных работ

При рассмотрении качества ремонтных работ, коэффициента заполнения паза машины и ее надежности следует учитывать специализацию и механизацию работ на электромашиностроительных заводах, а также более низкий уровень технологии работ на ремонтных предприятиях.

Намотка катушек и сушка

Следующим этапом ремонтного процесса является намотка катушек на специальные шаблоны с регулировкой размера. Для отдельных катушек необходима изоляция линоксином, поливинилхлоридными или стеклопластиковыми трубками.

Сушка обмоток электрических машин до и после процесса пропитки производится в сушильных печах конвективным методом, для устранения потерь в стали статора или ротора — индукционным, для потерь в обмотках — токовым, для радиационного метода — инфракрасным облучением.

Вакуумная сушка

На электроремонтных предприятиях обычно используются вакуумные или атмосферные сушильные печи. Для эффективной работы индукционных сушильных машин требуется намагничивающая обмотка. Этот метод идеально подходит для крупных машин, поскольку позволяет сушить их на месте, а не помещать в печь. Такой подход не только более энергоэффективен, но и значительно сокращает время сушки.

Преимущества

Такой способ сушки очень выгоден, так как позволяет сократить время сушки по сравнению с печами в 5-6 раз, а потребление электроэнергии — в 4 и более раз.

Пропитка под давлением

Для удовлетворения требований более сложного оборудования за вакуумной сушкой должна следовать пропитка под давлением. Тем не менее, для первого и второго этапов необходима сложная аппаратура.

Электродвигатель: диагностика и перемотка

Электродвигатель, как и любая конструкция, не вечен. Он подвержен естественному износу или поломкам от нештатных ситуаций, и рано или поздно приходится принимать решение о его ремонте или замене. Если неисправность связана с обмоткой статора или ротора, возможное решение проблемы – перемотка.

Диагностика обмотки и возможные причины неисправности

В процессе эксплуатации электродвигателя могут возникнуть различные неисправности, которые потребуют замены обмотки ротора или статора. Внешние проявления могут быть различными, но для окончательной диагностики потребуются приборы.

Если предстоит диагностировать однофазный двигатель с пусковой обмоткой, в нем для создания вращающегося магнитного поля потребуется стартовая коммутация обмоток. В однофазном двигателе с одной рабочей обмоткой статор создает пульсирующее магнитное поле.

Запуск шарика для поиска места КЗ

Особенности перемотки электродвигателей различных типов

Асинхронные двигатели

Статор асинхронного трехфазного электромотора. Ротор выполнен в виде жесткой металлической конструкции и обмотки из эмалированного провода не содержит. Да и вероятность его выхода из строя невелика.

Коллекторный двигатель

В эту категорию попадают асинхронные двигатели с фазным ротором, синхронные электромоторы, электродвигатели постоянного тока. Все эти моторы содержат коллектор – узел, посредством которого подается ток в обмотку ротора, которая представляет собой катушку из эмалированного провода. В этом случае проблема, требующая перемотки, может возникнуть как в статоре, так и в роторе (якоре) электромотора.

Двигатели постоянного тока с постоянными магнитами имеют только роторную обмотку.

Перед тем, как приступить к самостоятельной намотке двигателя любой конструкции надо иметь в виду, что в домашних или гаражных условиях получить заводское качество (натяжение провода, равномерность укладки и т.п.) невозможно. В любом случае срок службы перемотанного двигателя будет ниже. Если своими руками выполняется перемотка якоря, то итогом работы будет значительный дисбаланс вала, который надо устранить. Для этого потребуется специальное оборудование, в противном случае при работе двигателя будет наблюдаться повышенная вибрация, которая в конечном итоге приведет к ускоренному износу подшипников.

Расчет и выбор материалов для обмоток

Основное правило при выборе материала для перемотки – провод и количество витков должны быть строго идентичны заменяемым. Любое отклонение приведет к изменению электрических характеристик двигателя и, в большинстве случаев, в худшую сторону. Если имеется подробная техническая документация на электродвигатель, большая часть проблем отпадет. Чаще всего, ее не будет, поэтому перед разборкой электромотора надо зарисовать или сфотографировать.

Измерять толщину провода можно штангенциркулем, но он не даст нужной точности. Лучше это делать микрометром.

Измерение диаметра провода микрометром

Проблемы с местом производства

Здесь может возникнуть проблема, связанная с местом производства электродвигателей. Если обмотки были выполнены отечественным проводом, то его сечение соответствует метрической системе измерения (в миллиметрах), для зарубежной продукции часто применяется система AWG, где диаметр калибруется в дюймах.

Конечно, можно подобрать аналог с ближайшим размером, но следует иметь в виду, что увеличение диаметра может привести к тому, что нужное количество провода просто не уместится на место старой обмотки, и придется уменьшать количество витков. Это приведет к снижению индуктивности обмотки, ослаблению магнитного поля, снижению мощности и перегреву двигателя за счет уменьшения индуктивного сопротивления обмоток.

Использование провода меньшего диаметра приведет к увеличению плотности тока через проводник и к повышенному нагреву электродвигателя.

Процесс перемотки электродвигателя

Удаление старой обмотки

Любой ремонт, связанный с перемоткой, начинается с удаления неисправной обмотки. Перед ее началом надо разобрать корпус, снять ротор и выполнить указанные выше процедуры по фиксации характера намотки. Для демонтажа ротора, возможно, потребуется съемник подшипников.

Далее удаляются все крепления провода, сам провод аккуратно сматывается, чтобы не повредить пазы и другие детали. Во время этого процесса подсчитывается количество витков. После снятия старого провода пазы зачищаются от нагара, наждачной бумагой снимаются заусенцы.

Намотка новой обмотки статора

Сначала в пазы укладывают изоляцию, которую можно сделать из электроизоляционного картона. Начало провода надо припаять к контактной точке. Новую обмотку выполняют с натяжением. Провод укладывают виток к витку, избегая перекрещивания как в пазах, так и в лобовых частях.

Чтобы новая обмотка статора не касалась якоря, при намотке можно сделать цилиндрический шаблон по диаметру ротора (из дерева или картона) и контролировать выступание провода за пределы конструкции статора. По мере намотки провода катушку надо уплотнять неметаллическим (пластиковым или деревянным) инструментом. Металл использовать нельзя – так легко повредить лаковое покрытие. После укладки всего провода его надо закрепить с помощью хлопчатобумажных ниток. Синтетические материалы использовать нельзя – они расплавятся даже при небольшом нагреве.

Намотка обмотки ротора

Принципиально перемотка якоря не отличается от перемотки статора, но надо стараться укладывать витки равномерно по поверхности, чтобы при вращении разбаланс был минимальным. И в любом случае ротор придется балансировать. Лучше делать это на специальном оборудовании, но можно попробовать сделать несложный станок из двух металлических лезвий на станине и попытаться добиться баланса вручную.

Приспособление для балансировки ротора

  • Сердечник якоря
  • Лезвия
  • Станина
  • Плоскости напаивания грузиков A и B

Устройство станка понятно из рисунка. Если неотбалансированный ротор положить на лезвия, он будет занимать положение самой тяжелой частью вниз. Надо на противоположной части напаять грузик так, чтобы скомпенсировать этот вес. Повторяя операцию несколько раз, можно добиться, чтобы ротор не занимал какого-то преимущественного положения.

Этот способ не поможет достичь идеальной балансировки, но это лучше, чем ничего.

Пропитка

По окончании намотки провода, получившуюся обмотку надо пропитать лаком. Делать это надо по нескольким причинам:

  • Пропитать обмотки можно специальным лаком, например, Г-95 или другим электроизоляционным лаковым составом.
  • После высыхания лака надо прозвонить обмотки на обрыв и правильность подключения, проверить сопротивление изоляции. Лишь затем можно пробовать электродвигатель на холостом ходу и под нагрузкой. Эти измерения не помешает сделать и до заливки лаком – если на этом этапе уже есть неисправности, их будет проще устранить.
  • Первый пуск двигателя после ремонта желательно делать через . Если старт окажется успешным, можно включать отремонтированный мотор под полное напряжение сети.

Видео-процесс перемотки якоря.

При принятии решения о замене обмотки электродвигателя в кустарных условиях надо понимать, что при отсутствии минимального набора оборудования, а особенно, при отсутствии квалификации и опыта, шансы на успех невелики. Экономическая целесообразность самостоятельного ремонта в каждом конкретном случае определяется владельцем электромотора. Но отрицательный результат также является результатом, даже неудачная попытка что-то кладет в копилку опыта, и эти моменты лежат на противоположной чаше весов.

Как перемотать двигатель своими руками

Перемотка электродвигателей своими руками

Перемотка электродвигателя своими руками – процесс, который может показаться сложным и непонятным для новичков, но на самом деле, с некоторой подготовкой и знанием основных принципов, это можно сделать самому. В этой статье мы расскажем о том, как перемотать электродвигатель своими руками.

Перед тем, как начать перемотку электродвигателя, необходимо подготовиться и собрать нужные инструменты. Вам потребуются:

  • Также необходимо понимать, что перемотка может быть как частичной, так и полной. Частичная перемотка заключается в замене только одной намотки, а полная перемотка требует замены всех обмоточных проводов.

Перемотка электродвигателей своими руками

Выбор правильного провода является очень важным шагом в процессе перемотки. Провод должен иметь правильный диаметр и соответствовать требуемому классу температурной стойкости.

Для перемотки электродвигателя лучше использовать провода марки МГТФЭ-П, МГТФЭ-ПН или Мифал. Такие провода обладают хорошими техническими характеристиками и могут прослужить достаточно долго.

Перемотка электродвигателей своими руками

Перед тем, как приступить к демонтажу обмотки, необходимо отключить электродвигатель от источника питания и защитить себя от поражения электрическим током.

При демонтаже обмотки необходимо аккуратно удалять провода, не повредив при этом катушки и изоляцию. Исходя из этого, необходимо рассчитать длину нового провода и заготовить его заранее.

Перемотка электродвигателей своими руками

После демонтажа обмотки и удаления старых намоток можно приступить к монтажу новых. Необходимо аккуратно намотать новые провода на катушки и также аккуратно их закрепить. Провода должны быть тщательно изолированы, чтобы исключить контакт с корпусом электродвигателя.

Примерный порядок действий при самостоятельном ремонте электродвигателя

После завершения процесса перемотки и монтажа обмотки необходимо проверить работоспособность электродвигателя.

Перемотка электродвигателя может быть достаточно сложной задачей, но вполне выполнимой своими руками. При этом необходимо знать предельные нагрузки на провода, выбирать только качественные проводники и соблюдать безопасность в работе с электроустановками. Если вы не чувствуете уверенности в своих силах, то лучше обратиться к специалистам. Но если у вас есть опыт, то попробуйте перемотать электродвигатель самостоятельно.

Перемотка электродвигателей своими руками

В большинстве видов бытовой техники и промышленного оборудования в качестве привода выступает электромотор. Электродвигатели отличаются высокой надежностью, но и их поломки не редкость. Если учесть относительно немалую стоимость таких устройств, выгоднее проводить их ремонт, а не замену. В статье рассмотрим, как осуществляется перемотка электродвигателей своими руками.

Основные принципы работы электродвигателей

Электродвигатель – устройство, преобразующее электрическую энергию в механическую для движения различных механизмов. Основные элементы электромотора – неподвижный статор и вращающийся ротор.

В зависимости от вида протекающего по обмоткам тока, электромоторы делятся на устройства постоянного и переменного тока. Электродвигатели постоянного тока часто применяются как привод для промышленного оборудования и электротранспорта. Агрегаты имеют свои преимущества:

Агрегаты переменного тока применимы для всех видов электроинструментов, технологического оборудования, автоматических регуляторов. Двигатели переменного тока делятся на:

Инструменты и подготовка

При наличии опыта работы с электричеством перемотка обмотки электродвигателя в домашних условиях вполне осуществима. Для ремонта нужно будет подготовить следующее:

В 90% случаев причина отказа электродвигателя – неисправность в обмотках вызвана возможным отсутствием правильно настроенной автоматики. Например, в асинхронных машинах поломки случаются в обмотке статора – обрыв, замыкание между витками и т.д.

Чаще всего проблема видна внешне и по характерному запаху. Если этого нет – осуществляется прозвонка на обрыв. Если прозвонка не дала результата, следует измерить сопротивление обмоток.

Перемотка эл. двигателей в домашних условиях начинается с составления схемы – расположение, подключение обмоток и изготовления шаблонов для намотки, если нет специального станка. После составления схемы можно приступать к демонтажу поврежденной обмотки, чистке всех пазов и подготовке «железа».

Техника перемотки электромоторов

Рассмотрим перемотку на примере асинхронного двигателя:

После того как корпус полностью просохнет (ускорить процесс можно с помощью лампы накаливания или сушилки), устройство можно собрать, протестировать сопротивление изоляции и сделать пробный запуск.

Если производится перемотка статора асинхронного двигателя на три фазы, нужно учесть такие нюансы:

При намотке ротора последовательность этапов такая же, но после ремонта устройство необходимо проточить и отбалансировать.

После сборки механизма и проведения тестирования на сопротивление обмотки и электрической прочности изоляции осуществляется пробный запуск. При пробном пуске проверяют, правильно ли собран агрегат, нет ли вибраций и осевого смещения. Сначала двигатель запускается на холостом ходу кратковременно, потом время работы увеличивается. При отсутствии нехарактерных для правильной работы факторов, можно запускать машину.

Перемотка электрического мотора требует затрат времени, примерно 4-5 часов, и базовых навыков работы с электродвигателями.

Подбор провода и изоляции

Оптимально новый обмоточный провод должен быть таким же, как и старый. При самостоятельной намотке можно померять диаметр провода и посчитать число витков, но куда легче и надежнее воспользоваться информацией с маркировки самого двигателя. На ней указываются:

Качественная изоляция – залог надежности и длительного срока эксплуатации электромашины. При выборе изоляции следует учесть:

При перемотке используется специальная бумага, которая укладывается в пазы статора и между катушками. Выводы от катушек закрываются изоляционными трубками – кембриками. Такие трубки должны быть устойчивы к нагреванию, поэтому важно учесть класс изоляции.

Советы опытных специалистов

Простые советы помогут осуществить намотку правильно, проще и быстрее:

Перемотка электромоторов имеет некоторые преимущества перед приобретением нового оборудования. Перемотка точно обойдется дешевле, простаивать механизм будет меньше, в сравнении с ожиданием на покупку и доставку нового оборудования. Ресурс перемотанного механизма соотносим со сроком службы новых машин. Для крупных предприятий с большим количеством оборудования выгоды очевидны. Применение отремонтированной техники сэкономит деньги, а установленный частотный преобразователь с асинхронным двигателем поможет снизить потребление энергии.

При поломке электродвигателя его не стоит сразу утилизировать. Если неисправность в обмотке – ее можно устранить и своими силами. Зная, как перемотать обмотку электродвигателя, имея базовый набор инструментов и навыков работы с электромеханизмами, можно значительно сэкономить средства и вернуть оборудование к жизни.

Оцените статью
Про пайку
Добавить комментарий