- Приобретение материальных запасов
- Критерии отнесения нефинансовых активов к материальным запасам.
- Выбор кода КОСГУ
- Разграничение операций текущего и капитального характера.
- Безвозмездные поступления
- Подстатья 129 КОСГУ
- Подстатья 224 КОСГУ
- Подстатья 226 КОСГУ
- Статья 240 КОСГУ
- Статья 320 КОСГУ
- Статья 460 КОСГУ
- Разграничение выплат физическим лицам
- Несоциальные выплаты
- Заработная плата (подстатья 211)
- Начисления на выплаты по оплате труда (подстатья 213)
- Несоциальные выплаты работникам в денежной и натуральной формах (подстатьи 212, 214)
- Социальные выплаты персоналу (подстатьи 266, 267)
- Прочие несоциальные выплаты физическим лицам
Приобретение материальных запасов
Журнал «Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 5/2021
В каждом автономном учреждении присутствуют расходы на приобретение материальных запасов, которые используются для осуществления деятельности по оказанию услуг (выполнению работ) и административно-управленческих нужд. В отношении таких расходов, в зависимости от целевого назначения запасов, могут применяться различные коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ). Подробнее об этом расскажем в статье.
Критерии отнесения нефинансовых активов к материальным запасам.
При отнесении нефинансовых активов к материальным запасам следует руководствоваться:
Согласно п. 7 СГС «Запасы» материальными запасами являются:
а) материалы – материальные ценности, используемые в текущей деятельности субъекта учета в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, а также материальные ценности, приобретенные (созданные) в целях реализации полномочий по обеспечению техническими средствами реабилитации, лекарственными средствами, лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, иными материальными ценностями отдельных категорий граждан (организаций);
б) готовая продукция, биологическая продукция;
г) иные материальные запасы в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Перечень таких материальных запасов определен в п. 99 Инструкции № 157н. Например, к ним относятся:
- бензомоторные пилы, сучкорезки;
- специальная одежда, специальная обувь, форменная одежда, вещевое имущество, одежда и обувь, а также спортивная одежда и обувь в учреждениях здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и других учреждениях;
- постельное белье и постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, мешки спальные и т. п.) и иной мягкий инвентарь;
- тара для хранения товарно-материальных ценностей;
- предметы, предназначенные для выдачи напрокат, независимо от их стоимости;
- многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала;
- оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки;
- инвалидная техника и средства передвижения для инвалидов, приобретаемые для целей передачи их соответствующей социальной группе населения;
- драгоценные и другие металлы для протезирования;
- спецоборудование для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, приобретенное по договорам с заказчиками для обеспечения выполнения условий договоров до передачи его в научное подразделение;
- материальные ценности специального назначения.
Выбор кода КОСГУ
При выборе кода КОСГУ в отношении тех или иных операций (в том числе по приобретению материальных запасов) необходимо пользоваться:
- порядком применения КОСГУ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н);
- руководствами по применению классификации операций сектора государственного управления (письма Минфина РФ от 11.12.2020 № 02-08-10/109210, от 27.12.2019 № 02-08-10/102939);
- методическими рекомендациями к порядку применения КОСГУ (Письмо Минфина РФ от 29.06.2018 № 02-05-10/45153);
- примерами и особенностями отнесения отдельных операций на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ (опубликованы на сайте Минфина (www.minfin.ru) по состоянию на 13.05.2019).
Для отражения операций по поступлению (принятию к учету) материальных запасов, а также расходов на оплату государственных (муниципальных) контрактов, договоров на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к материальным запасам, предназначена статья 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ, которая детализирована подстатьями:
- 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях»;
- 342 «Увеличение стоимости продуктов питания»;
- 343 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов»;
- 344 «Увеличение стоимости строительных материалов»;
- 345 «Увеличение стоимости мягкого инвентаря»;
- 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)»;
- 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений»;
- 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения».
При приобретении материальных запасов выбор соответствующей подстатьи статьи 340 КОСГУ зависит от целевого (функционального) назначения материального запаса.
При этом в зависимости от целей использования материального запаса приобретение одного и того же типа материальных запасов может быть отнесено на разные подстатьи КОСГУ.
В таблице приведем примеры расходов на приобретение материальных запасов с учетом разъяснений Минфина, приведенных в Письме № 02-08-10/109210 и иных письмах:
* Если медицинское учреждение приобретает медицинские маски в рамках одного контракта (договора) как в целях оказания медицинской помощи, так и для общехозяйственных нужд учреждения, в том числе для посетителей учреждения, то расходы на оплату данных контрактов (договоров) относятся на подстатью 341 КОСГУ (Письмо Минфина РФ от 06.04.2020 № 02-08-10/27111).
** Письмо Минфина РФ от 29.07.2020 № 02-08-10/66856.
В отдельных случаях материальные запасы могут приобретаться не только по статье 340 КОСГУ. Например, приобретение молока:
- в целях использования при организации питания сотрудников, учащихся, пациентов и пр., если учреждение наделено соответствующей функцией по питанию, отражается по подстатье 342 КОСГУ;
- в целях выдачи молочной продукции сотрудникам, занятым на работах с вредными условиями труда, – по подстатье 214 КОСГУ.
Автономное учреждение за счет приносящей доход деятельности приобрело у коммерческой организации молочную продукцию для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на сумму 1 500 руб. Доставка осуществляется этой же организацией, ее стоимость составила 250 руб. Молочная продукция выдана указанным работникам.
Согласно разъяснениям Минфина, приведенным в Письме № 02-05-10/45153, при приобретении молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, стоимость названных продуктов отражается на счете 0 105 36 346.
В бухгалтерском учете сделаны следующие записи:
Разграничение операций текущего и капитального характера.
При приобретении материальных запасов, в зависимости от характера осуществляемой операции, расходы условно подразделяются на операции капитального и текущего характера.
Капитальный характер предполагает использование материальных запасов в целях создания, реконструкции, модернизации основных фондов. Соответствующие операции отражаются по подстатье 347 КОСГУ. Например, к целям капитальных вложений относятся расходы на оплату договоров:
- на приобретение (изготовление) материалов, деталей, комплектующих в целях использования их для изменения (расширения) функциональных возможностей основного средства (повышение нагрузки и (или) другие новые качества, улучшающие технические характеристики), приводящего к увеличению первоначальной (балансовой) стоимости основного средства;
- на приобретение (изготовление) всех видов материалов для изготовления объектов основных средств;
- на приобретение (изготовление) всех видов материалов, включая строительные материалы, в рамках строительства, реконструкции, модернизации и т. п.;
- на приобретение оборудования, требующего монтажа, без его установки (после установки которого оно будет принято к учету в качестве объекта основных средств).
Операции с материальными запасами текущего характера, в зависимости от целевого назначения, относятся на подстатьи 341 – 346, 349 КОСГУ. К таким операциям относятся, например, приобретение материальных запасов:
- для поддержания технико-экономических и эксплуатационных показателей оборудования в исправном (рабочем) состоянии на изначально предусмотренном уровне (например, плановая (систематическая) замена составных частей оборудования на аналогичные, не меняющие характеристик данного оборудования);
- для проведения мероприятий по устранению повреждений (неисправностей), восстановлению работоспособности (например, в рамках проведения ремонтных работ в целях возврата в рабочее состояние), замене изношенных деталей, не приводящих к изменению изначальных технических (рабочих) характеристик объекта;
- для использования в деятельности государственного (муниципального) учреждения.
Примеры отражения расходов на приобретение материальных запасов текущего характера приведены в таблице.
В заключение обобщим вышесказанное.
При приобретении материальных запасов выбор соответствующей подстатьи статьи 340 КОСГУ зависит от целевого (функционального) назначения материального запаса. При этом, в зависимости от целей использования материального запаса, приобретение одного и того же типа материальных запасов может быть отнесено на разные подстатьи КОСГУ.
В отдельных случаях материальные запасы могут приобретаться не только по статье 340 КОСГУ. Например, приобретение молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда. Такие расходы отражаются по подстатье 214 КОСГУ (в части отражения обязательств (расчетов) и начисления расходов), но принимаются к учету в составе материальных запасов по счету 0 105 36 346.
При приобретении материальных запасов, в зависимости от характера осуществляемой операции, расходы условно подразделяются на операции капитального (подстатья 347 КОСГУ) и текущего (подстатьи 341 – 346, 349 КОСГУ) характера.
Рекомендуйте статью коллегам
КомментироватьОбсудить на форумеПоследние статьи по теме:Горячие темы. Эти статьи обсуждают:
Отключить мобильную версию
Приказом Минфина России от 08.09.2022 № 137н вносятся изменения в Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный Приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н. В статье рассмотрим эти новшества, которые подлежат применению с 1 января 2023 года и которые необходимо учесть при составлении планов ФХД на следующий финансовый год.
Безвозмездные поступления
В силу поправок, внесенных в п. 7 Порядка № 209н,установлено разграничение безвозмездных поступлений (статьи 150, 160, 190 КОСГУ) и безвозмездных перечислений (статьи 240, 250, 280 КОСГУ) из сектора государственного управления на поступления, перечисления текущего и капитального характера.
К поступлениям, перечислениям капитального характера относятся безвозмездные поступления, безвозмездные перечисления, производимые в целях осуществления капитальных вложений, в результате которых происходит формирование (увеличение стоимости) основных фондов – недвижимого и (или) движимого имущества, признаваемого в целях ведения бухгалтерского учета объектами основных средств, нематериальными активами, непроизведенными активами.
Поступлениями, перечислениями текущего характера являются безвозмездные поступления, безвозмездные перечисления, не отнесенные к поступлениям, перечислениям капитального характера.
Установлено, что если целями предоставления средств предполагается осуществление как капитальных вложений, так и расходов текущего характера, но на капитальные вложения выделено 80 % и более средств от общего объема, то указанные перечисления признаются перечислениями капитального характера. Если определить долю средств на капитальные вложения и текущие расходы не представляется возможным, то данные перечисления считаются перечислениями (поступлениями) текущего характера. К таким поступлениям, например, могут быть отнесены субвенции, консолидированные субсидии бюджетам бюджетной системы РФ, гранты в форме субсидий юридическим лицам, субсидии государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям на иные цели.
Подстатья 129 КОСГУ
В соответствии с п. 9.2.9 Порядка № 209н на подстатью 129 «Иные доходы от собственности» КОСГУ относятся доходы от собственности, не учитываемые на подстатьях 121–128, 12A, 12K, 12T КОСГУ. В силу поправок, внесенных в данный пункт, на эту подстатью будут относиться доходы от использования имущества, переданного в доверительное управление.
Подстатья 224 КОСГУ
В силу п. 10.2.4 Порядка № 209н на подстатью 224 «Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)» КОСГУ относятся расходы по арендной плате в соответствии с заключенными договорами аренды объектов нефинансовых активов (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов).
Согласно поправкам, внесенным в данный пункт, на названную подстатью относятся расходы арендатора по возмещению арендодателю стоимости коммунальных услуг, услуг связи, которые ранее относились на подстатьи 223 и 221 КОСГУ. В связи с отнесением таких расходов на подстатью 224 КОСГУ необходимые поправки были внесены в п. 10.2.1, 10.2.3 Порядка № 209н в части удаления соответствующих абзацев, регламентирующих отнесение расходов на подстатьи 223 и 221 КОСГУ.
Подстатья 226 КОСГУ
Пунктом 10.2.6 Порядка № 209н определяется перечень расходов, относимых на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Согласно внесенным изменениям в указанный пункт на данную подстатью относятся расходы на плату за участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре, которая берется с участника соответствующей процедуры и (или) лица, с которым заключается контракт, и (либо) за проведение электронной процедуры, закрытой электронной процедуры (взимается с заказчика).
Статья 240 КОСГУ
В новой редакции изложен абз. 1 п. 10.4 Порядка № 209н. Определено, что на статью 240 «Безвозмездные перечисления текущего характера организациям» КОСГУ относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на предоставление:
- юридическим и физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в связи с их участием в производстве безвозмездных и безвозвратных трансфертов (субсидий (грантов в форме субсидий)) текущего характера;
- субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания;
- субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели текущего характера;
- субсидий (грантов в форме субсидий) иным некоммерческим организациям (за исключением бюджетных и автономных учреждений) текущего характера;
- безвозмездных и безвозвратных трансфертов, которые невозможно отнести к соответствующим подстатьям статьи 280 «Безвозмездные перечисления капитального характера организациям» КОСГУ.
Уточнено, что безвозмездные и безвозвратные трансферты (субсидии (гранты в форме субсидий)) текущего характера на производство предоставляются на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с приобретением материальных запасов, оплатой труда работников, уплатой процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и другими текущими затратами на производство. Безвозмездными и безвозвратными трансфертами текущего характера на производство являются трансферты организациям, не отнесенные к безвозмездным и безвозвратным трансфертам текущего характера на продукцию.
Статья 320 КОСГУ
В новой редакции изложен п. 11.2 Порядка № 209н. Установлено, что на статью 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» КОСГУ относятся операции по поступлению (принятию к учету) объектов нематериальных активов. Кроме того, на эту статью подлежат отнесению расходы по оплате договоров на приобретение (создание) в государственную (муниципальную) собственность исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, а также расходы по оплате договоров на модернизацию данных нематериальных активов.
Статья 460 КОСГУ
Внесены корректировки п. 12.6 Порядка № 209н. Согласно новой редакции данного пункта на статью 460 «Уменьшение стоимости биологических активов» КОСГУ относятся:
- доходы от выбытия биологических активов, в том числе доходы от реализации биологических активов, доходы от возмещения ущерба, выявленного в связи с недостачей биологических активов, и другие аналогичные доходы;
- операции по выбытию биологических активов.
Данная статья КОСГУ детализируется подстатьей 462 «Обесценение биологических активов» КОСГУ. Напомним, что в настоящее время сюда же входит еще подстатья 461 «Выбытие биологических активов» КОСГУ, на которую относятся доходы от выбытия биологических активов. В 2023 году указанная подстатья применяться не будет.
В силу новой редакции пп. 12.6.1 Порядка № 209н на подстатью 462 «Обесценение биологических активов» КОСГУ будут относиться суммы снижения стоимости биологических активов, не связанного с изменением справедливой стоимости в ходе их нормального использования, из-за их обесценения. Для отражения кассовых поступлений и выбытий данная подстатья КОСГУ не применяется.
- Все
- Аудит
- МСФО
- Финансы
- Оценка
- Кадры
- Софт
- Прочее
- Аттестат главного бухгалтера
Разграничение выплат физическим лицам
Письмом Минфина РФ от 27.12.2019 № 02-08-10/102939 доведено Руководство по применению классификации операций сектора государственного управления (далее – Руководство Минфина). Особое внимание в этом документе уделено порядку применения КОСГУ в отношении выплат физическим лицам по оплате труда. В консультации рассмотрим особенности разграничения различных выплат физлицам, как связанных, так и не связанных с оплатой труда, с учетом разъяснений финансового ведомства.
Порядок применения КОСГУ утвержден Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н). Кроме того, необходимо принимать во внимание:
- Методические рекомендации к порядку применения КОСГУ (Письмо Минфина РФ от 29.06.2018 № 02-05-10/45153);
- примеры и особенности отнесения отдельных операций на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ (опубликованы на сайте www.minfin.ru по состоянию на 13.05.2019);
Согласно Порядку № 209н выплаты физическим лицам подразделяются:
- на выплаты работникам на оплату труда;
- на выплаты работникам, не связанные с оплатой труда;
- на выплаты физическим лицам, не являющимся работниками учреждения (бывшим работникам, населению).
К категории выплат по оплате труда относятся:
1) заработная плата (подстатья 211 «Заработная плата» (здесь и далее – подстатья КОСГУ));
2) начисления на выплаты по оплате труда (подстатья 213 «Начисления на выплаты по оплате труда»);
3) несоциальные выплаты персоналу, не отнесенные к заработной плате:
- в денежной форме (подстатья 212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме»);
- в натуральной форме (подстатья 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме»).
Обратите внимание: к выплатам в натуральной форме относятся оплата товаров, работ, услуг, предоставленных работникам (иному физическому лицу), а также компенсация (возмещение) расходов на приобретение товаров, работ и услуг. Выплаты в натуральной форме имеют стоимостный эквивалент, выраженный в стоимости товаров, работ, услуг на момент их предоставления работникам (физическому лицу). Названные выплаты могут носить как социальный, так и несоциальный характер.
Социальные выплаты персоналу (за исключением выплат по оплате труда) также делятся на выплаты:
- в денежной форме (подстатья 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме»);
- в натуральной форме (подстатья 267 «Социальные компенсации персоналу в натуральной форме»).
Социальные выплаты населению, бывшим работникам тоже осуществляется:
- в денежной форме (подстатьи 262 «Пособия по социальной помощи населению в денежной форме», 264 «Пенсии, пособия, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в денежной форме»);
- в натуральной форме (подстатьи 263 «Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме», 265 «Пособия по социальной помощи, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в натуральной форме»).
Классификацией также предусмотрено разграничение прочих несоциальных выплат физическим лицам на выплаты:
- текущего характера (подстатья 296 «Иные выплаты текущего характера физическим лицам»);
- капитального характера (подстатья 298 «Иные выплаты капитального характера физическим лицам»).
Несоциальные выплаты
Как следует из Руководства Минфина, несоциальными выплатами являются заработная плата, выплаты, связанные с привлечением и удержанием работников в определенной сфере трудовой деятельности, стипендии, а также выплаты компенсаций за ущерб (например, имуществу физического лица), причиненный единицами сектора государственного управления, в том числе по решению суда либо добровольно.
Заработная плата (подстатья 211)
Согласно Руководству Минфина оплата труда работников измеряется величиной вознаграждения в денежной или натуральной форме, которое работник имеет право получить от работодателя за работу, выполненную в течение соответствующего периода, и которое выплачивается авансом по мере выполнения работы или же после ее завершения.
Выплатами, относящимися к заработной плате, являются:
1) базовая заработная плата:
- выплаты по должностным окладам, ставкам заработной платы, почасовой оплате, воинским и специальным званиям;
- ежемесячное денежное вознаграждение судьи;
- доплата к заработной плате до минимального размера оплаты труда;
- выплата зарплаты, осуществляемая на основании судебного решения;
- выплата за работу в ночное время, праздничные и выходные дни;
- выплата за сверхурочную работу;
- выплаты при совмещении должностей, расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы (ст. 151 ТК РФ); и др.;
- выплаты поощрительного, стимулирующего характера, в том числе вознаграждения по итогам работы за год;
- выплата надбавки в виде ежемесячного денежного поощрения;
- единовременная выплата к юбилейным датам муниципальных служащих;
- выплата материальной помощи за счет фонда оплаты труда; и др.;
3) специальные надбавки:
- надбавки за выслугу лет;
- выплата за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
- выплата оклада судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом;
- ежемесячные доплаты работникам за почетное звание;
- надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
- надбавка за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг, за классность по специальности);
- надбавка за шифровальную работу, за знание иностранного языка, ученую степень, ученое звание, должности доцента и профессора;
- надбавка за особые условия государственной гражданской и иной службы;
- надбавка за работу и стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями, в пустынных, безводных местностях, в высокогорных районах, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Сибири и Дальнего Востока;
- надбавка за сложность, напряженность, специальный режим работы; и др.;
4) оплата отпусков:
- оплата ежегодных отпусков, в том числе компенсация за неиспользованный отпуск;
- единовременные выплаты при предоставлении отпуска государственным (муниципальным) служащим;
- выплата сотруднику при увольнении компенсации за неиспользованный отпуск (ст. 127 ТК РФ);
- оплата отпусков за период обучения работников, направленных на профессиональную подготовку, повышение квалификации или обучение другим профессиям;
- оплата дополнительного оплачиваемого отпуска гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; и др.
Начисления на выплаты по оплате труда (подстатья 213)
Данные расходы представляют собой отчисления на социальные нужды, производимые работодателями в фонды с целью обеспечить своим работникам право на получение социальных пособий. К начислениям на выплаты по оплате труда относятся как расходы по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, так и пособия, выплачиваемые работодателем за счет средств ФСС штатным работникам.
Несоциальные выплаты работникам в денежной и натуральной формах (подстатьи 212, 214)
В Руководстве Минфина поясняется, что к несоциальным выплатам персоналу относятся обязательные выплаты, связанные с привлечением и удержанием работников, направленные на стимулирование занятости в соответствующей сфере. Данные выплаты представляют собой суммы денежных средств, а также оплату товаров, работ, услуг, выплачиваемые (предоставляемые) работодателями в соответствии с законодательством РФ в пользу работников и (или) их иждивенцев, членов семей, не относящиеся к заработной плате дополнительные выплаты (за исключением компенсаций расходов персонала), обусловленные условиями трудовых отношений, статусом работников (сотрудников)).
Несоциальные выплаты в денежной форме – выплаты денежных средств, которыми работник может распоряжаться по своему усмотрению и которые не обусловлены фактическим потреблением товаров, работ и услуг. Данные выплаты могут быть рассчитаны из определенных физических и денежных показателей (выплата работнику на ремонт жилого помещения, рассчитанная из нормативной стоимости ремонта квадратного метра жилья и площади жилого помещения, предоставляемая с определенной периодичностью (например, раз в 10 лет), но не обусловленная наличием конкретных расходов физического лица).
Под выплатами в натуральной форме понимается полная либо частичная оплата (компенсация) работодателем товаров, работ и услуг, предоставленных в личное пользование работников (то есть работники могут использовать их по своему усмотрению для удовлетворения своих потребностей или потребностей членов их семей). Данные выплаты, как правило, состоят из товаров и услуг, приобретенных у производителя от имени работника, а также компенсаций, связанных с возмещением расходов работника на приобретение товаров, работ и услуг. Например, выплаты в натуральной форме могут включать оплату (компенсацию) медицинских услуг работникам и иных товаров и услуг. Несмотря на то, что эти возмещения (частичные или полные), как правило, выплачиваются в денежной форме, они отражаются как выплаты в натуральной форме, так как предполагается, что они производятся непосредственно за совершенную покупку.
При осуществлении работодателем выплат в натуральной форме работник не имеет свободы выбора в отношении того, как использовать выплату (выплата просто освобождает его от необходимости осуществления расходов за счет собственных средств). Например, компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей относится к прочим выплатам в натуральной форме (подстатья 214), поскольку данная выплата осуществляется в целях обеспечения (компенсации стоимости) услуги, гарантированной законодательством, определенным категориям работников в целях стимулирования занятости в определенных местностях.
Примеры отдельныхнесоциальныхвыплат в денежной и натуральной формах приведены в таблице в соответствии с Порядком № 209н.
Выплаты относятся к социальным, если они связаны с болезнью, утратой заработка или другими социальными рисками. Событие несет социальный риск, если может негативно повлиять на имущественное положение физического лица.
Социальные выплаты делятся в зависимости от типа получателей:
- бывшие работники (служащие);
- иные физические лица (население).
Социальные пособия, выплачиваемые в денежной форме, позволяют физическому лицу использовать эти денежные средства точно так же, как доходы, получаемые из других источников.
К социальным пособиям в натуральной форме относятся приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан либо выплаты физическим лицам на приобретение товаров, работ, услуг, а также компенсации (возмещения) расходов физлицам на приобретение товаров, работ и услуг.
Когда социальные пособия выплачиваются в натуральной форме, физическое лицо не имеет свободы выбора в отношении того, как использовать пособия.
Социальные выплаты персоналу (подстатьи 266, 267)
Отличительной особенностью социальных пособий и компенсаций является их связь с социальными рисками для персонала.
Примеры отражения отдельныхсоциальныхвыплат персоналу в денежной и натуральной формах в соответствии с Порядком № 209н приведены в таблице.
Социальные выплаты населению, бывшим работникам (подстатьи 262 – 265)
Примеры отражения отдельных социальных выплат населению, бывшим работникам в денежной и натуральной формах приведены в таблице в соответствии с Порядком № 209н.
Прочие несоциальные выплаты физическим лицам
В Порядке № 209н предусматривается обособление прочих выплат физическим лицам, не связанных с социальными рисками (подстатьи 296, 298). Названные выплаты также делятся на текущие, капитальные и детализируются по получателям.
К текущим выплатам относятся уплата членских взносов в организации; стипендии, не связанные с социальными рисками, выплаты в части возмещения судебных издержек истцам, морального ущерба, неосновательного обогащения и т. п. выплаты.
К капитальным выплатам, включаемым в данную категорию, относятся крупные, исключительные, непериодические выплаты компенсаций за значительный ущерб или серьезные травмы, не покрываемые страховыми полисами, и иные аналогичные расходы.
Примеры отражения отдельных прочих несоциальных выплат текущего и капитального характера физическим лицам приведены в таблице в соответствии с Порядком № 209н.
В заключение необходимо выделить еще одну категорию выплат персоналу – выплаты в виде возмещений и компенсаций расходов, понесенных работниками в связи с исполнением ими трудовых обязанностей (не связанных с оплатой труда).
Согласно Порядку № 209н приобретение работ, услуг организациями бюджетной сферы, потребляемых непосредственно в процессе производства, относится на соответствующую подстатью статьи 220 «Оплата работ, услуг».
Примеры отражения выплат, понесенных работниками в связи с исполнением ими трудовых обязанностей и направленных на процесс производства, приведены в таблице в соответствии с Порядком № 209н.
какой косгу использовать (КВР 323) на приобретение продуктов для обеспечения питанием сирот в столовой техникума
приказ 209Н от 29.11.2017:10.6.3 На подстатью 263 «Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме» КОСГУ относятся расходы по социальному обеспечению населения вне рамок систем государственного пенсионного, социального, медицинского страхования, в части оплаты и (или) компенсации (возмещения) стоимости товаров, услуг населению, в том числе на:— закупку товаров, работ, услуг для обеспечения бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Спасибо, но есть и другое мнение: Ответ по бухучету: Согласно пункту 11.4.2. , 10.6.3 Порядка N 209н — на подстатью 342 «Увеличение стоимости продуктов питания» КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) продуктов питания, в том числе продовольственные пайки, молочные смеси, лечебно-профилактическое питание, иные продукты питания. — на подстатью 263 «Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме» КОСГУ относятся расходы по социальному обеспечению населения вне рамок систем государственного пенсионного, социального, медицинского страхования в части оплаты и (или) компенсации (возмещения) стоимости товаров, услуг населению, в том числе на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения бесплатным питанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся в организациях, определенных ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Обязательства бюджетного учреждения, принятые на основании заключенного договора на приобретение услуг по организации бесплатного питания для детей из малоимущих семей, обучающихся в образовательной организации, направлены на реализацию мер социальной поддержки, но не являются реализацией государственных гарантий. Учитывая данное обстоятельство, отражение в бухгалтерском учете бюджетного учреждения вышеуказанных обязательств следует осуществлять с указанием кода вида расходов 323 «Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения» и подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. В случае закупки бюджетным учреждением (образовательной организацией) товаров (продуктов питания) для приготовления пищи на базе столовой бюджетного учреждения (образовательной организации) с целью последующего обеспечения детей из малоимущих семей бесплатным питанием принятие и исполнение обязательств бюджетным учреждением по указанной закупке осуществляется по коду вида расходов 323 «Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения» и подстатьи 342 «Увеличение стоимости продуктов питания» КОСГУ. В этом случае исполнение бюджетным учреждением обязательств по обеспечению бесплатным питанием детей из малоимущих семей в сумме израсходованных на эти цели продуктов питания отражается в бухгалтерском учете следующей корреспонденцией согласно инструкции № N 174н: Дт (КВР 323) 0 401 20 263 Кт (КВР 000) 0 105 X2 442 или (КВР 000) 0 105 X7 442 (при выдаче питания, изготовленного учреждением).
Аналогичное разъяснение Об отражении бюджетным учреждением в бухгалтерском учете обязательств по обеспечению детей из малоимущих семей бесплатным питанием дано в Письме Минфина России от 19.11.2021 N 02-06-10/93962).
Таким образом если исходя из условий вопроса – для приобретения продуктов для столовой, для обеспечения питанием детей сирот, расходы будут отражаться по КВР 323 в увязке с подстатьей 342 КОСГУ.
Обращаем Ваше внимание на то, что выраженная позиция является нашим экспертным мнением, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше ответе.
Думаю, в данном случае надежнее будет оформить письменный запрос учредителю и действовать на основании его ответа 😀