Ручная работа со стеклом. соединение деталей в плоские и объёмные конструкции

Ручная работа со стеклом. соединение деталей в плоские и объёмные конструкции Инструменты

Витраж

Мы создаем витражи более 5 лет. Сочетаем передовые технологии и лучшие техники и традиции при создании художественных изделий из стекла. Наша художественная мастерская может изготовить витраж любой сложности. Начиная от небольшого оконного пано, до крупномасштабного витража на весь разворот стены или всю площадь потолка.

Витраж Тиффани

Наша мастерская в городе Иваново, занимается изготовлением Витражей тиффани под ключ. Эта техника (витраже Тиффани) не нова, она была придумана в конце XIX – начале XX веков, но по сей день остается актуальной в витражном искусстве, она позволяет изготавливать объекты любого размера от ювелирных украшений и элементов интерьера до масштабных панно и потолков.

Все работы производятся художественными мастерами с большим опытом в этой сфере, с соблюдением всех технологических норм и только в ручную. Все витражи изготавливаются из высококачественных и экологически чистых материалов. Мы не используем пластмассу, полимерные пленки и клеи, только настоящее стекло и металл. Витраж может быть выполнен в различных техниках и стилях с использованием фьюзинга, пескоструйной обработки и фацетов.

Витражи устойчивы к перепадам температур и высокой влажности, их можно применять как в помещении, так и на открытом воздухе. Срок службы такого изделия очень велик. Сфера применения витражей довольно обширна: потолки, декоративные перегородки, окна, двери и мебель, светильники и лампы и многое другое. Витраж от нашей мастерской — это отличное дополнение к любому интерьеру, будь то загородный дом или квартира, которое будет радовать вас долгие годы.

Читайте также:  Срочно работа: Сварщик на стройку в Москве — Ноябрь 2021 — 15819 вакансий - Jooble

Ручная работа со стеклом. соединение деталей в плоские и объёмные конструкции

Цены и сроки изготовления витражей

Цена изготовления витража напрямую зависит от его сложности, количества и размера элементов в нем. Каждый витраж создается под конкретное помещение с учетом всех его особенностей. Цена такого изделия рассчитывается индивидуально после утверждения эскизов. Самый простой витраж из 4-5 цветов и крупными геометрическим орнаментом будет стоить примерно от 15 000 за квадратный метр.

Более сложные витражи с применением фьюзинга и пескоструйной обработки будут стоить от 25 000 за квадратный метр. В эту цену входит разработка эскиза, замеры на месте, изготовление самого витража, доставка и монтаж. Изготовление витражей требует достаточно много времени. Сроки изготовления, как и стоимость, очень разнятся. В среднем на изготовление одного квадратного метра уходит 5-7 дней без учета времени на разработку эскизов и замеров. Если сложность очень высока, то этот срок может быть увеличен до 15 дней.

Мы используем витражное стекло Spectrum. Широкая цветовая гамма, высокое качество. Все элементы витража вырезаются и подгоняются друг к другу в ручную. Каждый фрагмент витража Тиффани обматывается медной фольгой. Плотно подогнанные элементы спаиваются оловянным припоем.

для большей надежности по периметру припаивается латунный профиль

швы обрабатываются специальным составом придающим им темный оттенок и защищающим от окисления.

КУПИТЬ ВИТРАЖ

Ручная работа со стеклом. соединение деталей в плоские и объёмные конструкции
Ручная работа со стеклом. соединение деталей в плоские и объёмные конструкции
Ручная работа со стеклом. соединение деталей в плоские и объёмные конструкции

Работа со стеклом. Техника Тиффани

Стекло — особенный материал с необычными свойствами и, как правило, не вызывает энтузиазма при вероятном применении в своих работах, когда речь идёт о техническом творчестве в домашней лаборатории-мастерской. Слишком оно капризно в обработке, требует специального инструмента и приёмов, работа длительная и кропотливая. Тем не менее предложенная несложная техника расширяет возможности мастера-самоделкина и открывает ряд перспектив как художественного, так и сугубо утилитарного толка.

История витража

Первоначально витраж из-за громоздкой и трудоёмкой технологии сборки был плоским, с крупными деталями несложной формы (зато стекло обычно изрядно раскрашивали оплавляемыми в печи красками). Фрагменты работы вырезали термоударом — прикладывая к заготовке раскалённый металлический прут, готовые детали окаймляли кусками свинцового профиля, а тот спаивали оловом. Стекло в металле укрепляли специальным цементом.

В 1880-х годах американский мастер декоративно-прикладного искусства (ДПИ) Луис Комфорт Тиффани предложил оклеивать края стеклянных деталей медной фольгой с тем, чтобы скреплять их в рисунок пайкой. Способ получился чудо как хорош — быстрее, проще, изящнее, детали работы могли быть более сложной формы и существенно мельче, а рисунок подробнее, форма работы могла быть объёмной и довольно сложной.

Техника Тиффани

И то сказать — если во времена оны, сборка того же витража требовала титанических усилий и колоссального времени, то сегодня даже куда как более сложную работу можно провернуть невеликими силами и средствами, и весьма оперативно. Витражные приёмы можно использовать и в совершенно невитражных работах — лишних знаний и навыков в нашем деле не бывает.

Примеры работ

  • Фото 2: Характерный средневековый витраж с обильным использованием росписи по стеклу.
  • Фото 3: Отец-основатель — тов. Тиффани. Художник, мастер ДПИ, ювелир.
  • Фото 4: Из немецкого журнала Dekorative Kunst №11, 1903 года.
  • Фото 5: International studio №23, 1904 год.
  • Фото 6: Русалочка с наутилусом, в натуре.
  • Фото 7: Объёмная стеклянная конструкция.

Как это происходит

В целом процесс несложен, но повозиться придётся.

Подготовка



```markdown
Нужное нам изделие проектируется и разбивается на фрагменты, пригодные к изготовлению. Если работа многоцветная, выбираем цвета и род стекла — матовое или прозрачное, слоённое с перьями. Почти все подобные заботы родственны таковым в классической живописи и хорошо описаны в специальной литературе (цветоведение, колористика). Вычерчиваем рабочий эскиз — т. н. картон в цвете и в натуральную величину.

Для работ более или менее крупных, многодетальных и сложных, следует подготовить основание. Классики для своих объёмных форм использовали бальсу — она лёгкая, не плавится и достаточно мягкая, чтобы в неё можно было втыкать булавки для временного закрепления деталей. Сегодня часто используют плотный строительный пенопласт (экструдированный пенополистирол), а для плоских изделий и линолеум, листовую пробку и т. п.

![Фото 8. Основание для сборки плоского витража](photo8.jpg)
Основание для сборки плоского витража — лист нетонкого Пеноплекса с примотанным упаковочной плёнкой картоном, чтобы тот не ёрзал и не намокал. Сверху приложена и придавлена толстая плёнка — будущий шаблон для переноса контуров деталей на стекло. Заметим, все детали на картоне пронумерованы

![Фото 9. Обводим контуры деталей](photo9.jpg)
Обводим контуры деталей спиртовым фломастером, нумеруем, разрезаем шаблон ножницами на отдельные элементы, сортируем по цветам

### ∎ Резка

![Фото 10. Прикладываем шаблоны](photo10.jpg)
Прикладываем шаблоны деталей к стеклу, обводим, нумеруем, вырезаем

![Фото 11. Кладём вырезанные детали](photo11.jpg)
Кладём вырезанные детали на генплан, каждую на своё место

### ∎ Шлифовка краёв деталей, подгонка

Края деталей после резки и разлома стекла местами зазубренные и сильно неточные. Их выравнивают и подгоняют к посадочному месту и друг другу на специальной шлифовальной машине с омываемым водой алмазным инструментом. Работа это длительная и кропотливая, но определяющая общую аккуратность готового изделия.

![Фото 12. Сборка витража](photo12.jpg)
Сборка витража — подгонка стеклянных деталей, шлифовка их краёв

![Фото 13. Работа на шлифовальной машине](photo13.jpg)
Работа на самодельной шлифовальной машине

![Фото 14. Обработка стеклянной мелочи](photo14.jpg)
Обработка стеклянной мелочи на импровизированной шлифовальной машине на базе сверлильного станка. Алмазный инструмент-колёсико насажен на длинный винт. Во время работы к нему прикладывается кусочек мокрой губки. Работать в защитных очках

### ∎ Отделка торцов деталей медью

Ключевой момент процесса. В старину, Луис Комфортович нарезал полоски медной фольги вручную и приклеивал воском. Сегодня можно приобрести специальную витражную фольгу, снабжённую липким слоем. Продаётся там же, где и остальные витражные материалы, инструменты и химикаты. Легко и элегантно заменяется липкой медной фольгой для оклеивания корпусов чувствительной электроники от наводок и помех — такие же рулончики, только размерный ряд погрубее.

![Рис. 15. Делай раз](photo15.jpg)
Делай раз — края стеклянных деталей оклеены медью и сложены. 1 — стеклянный элемент, 2 — медная фольга
## Рис. 16. 
Делай два — на медную фольгу с обеих сторон конструкции наплавлены валики легкоплавкого припоя (ПОС 61) обычным электрическим паяльником. 
1 — стеклянная деталь, 
2 — медная фольга, 
3 — припой

## Рис. 17. 
Внешний торец стеклянной детали после пайки. 
1 — стеклянная деталь,
2 — медная фольга, 
3 — припой

Происходит это так – кусочек фольги отматывается от рулончика, освобождается от защитной ленты, наклеивается по периметру торца детали так, чтобы края ленты одинаково выступали по обе стороны стекла. Выступающие края приминаются пальцами и тщательно разглаживаются пластиковой ручкой, фломастером или даже зажигалкой.

## Фото 18. 
Стеклянные детали отделаны фольгой. Для разглаживания использую культурный ювелирный агатовый нож

### ▍ Пайка

Фото 19. 
Перед последовательным наплавлением швов не повредит скрепить детали отдельными пайками-точками

Фото 20. 
Стеклянная работа в технике Тиффани. На фото после пайки уже удалены остатки флюса

### ▍ Отмывка

При пайке всегда используется флюс — вспомогательное вещество, растворяющее окислы на металле и позволяющее разогретому жидкому припою смочить деталь — в данном случае фольгу. Обычно в витражной пайке используется жидкий подкисленный флюс на водной основе. Его удобно наносить кисточкой, он хорошо и без предварительной зачистки обеспечивает нормальную растекаемость припоя. 
Однако будучи оставленным на более или менее длительный срок на витраже, сам сильно окисляет металлы, осложняя дальнейшую работу. Поэтому пайку не затягиваем, а после немедленно и весьма тщательно отмываем остатки флюса.

Опытные мастера любят повторять — витраж любит воду! Витражную пайку хорошо отмывать на улице, с применением жёсткой щётки и самым ядрёным, что найдётся в магазине, средством для мытья посуды. С горячей водой, в резиновых перчатках и защитных очках.

Припой ПОС 61 — оловянно-свинцовый, а свинец — металл мягкий, ядовитый и коварный своим незаметным накоплением до тех пор, пока пить Боржоми будет натурально поздно. Поэтому во время работы с ним не едим, не курим, а после не ленимся тщательно мыть руки, а стеклянные вещицы, которые будут регулярно и часто хвататься руками, паяем припоем без свинца, например, сплавом олово-медь или олово-медь-серебро.

### ▍ Окрашивание швов

ПОС 61 через малое время окисляется и выглядит тусклым, серым и невзрачным — швы у декоративных вещиц в технике Тиффани принято окрашивать химическим путём — например, в чёрный цвет водным раствором медного купороса, приготовленного в пропорции 3:1. 
Растворяется он без особого желания, поэтому приходится подогревать. 
Рекомендуют добавлять соды ~ 1 чайную ложку на 5 л раствора. 
Залог красивого ровного цвета швов — быстрая и тщательная отмывка от кислоты паяльного флюса. 
Наносить раствор купороса удобно кисточкой, продукты реакции смываются большим количеством воды, работа высушивается и протирается тряпочкой с защитным лаком-маслом (густое вазелиновое?).

## Фото 21. 
Готовый витраж в технике Тиффани

### ▍ Искусственная патина

Несложная имитация старого окисленного металла — окрашенные паяные швы после высыхания слегка зачищают клочком «стальной шерсти» или даже жёстким слоем губки для мытья посуды — тонким абразивом, снимающим непрочный слой чёрного сульфата со швов, но не царапающим стекло. При этом чёрное остаётся в выемках и впадинах, придавая характерный состаренный вид работе.

Фото 22. Некрупный настенный светильник-ночник в витражной технике Тиффани. Большое количество декоративной пайки оформлено с применением искусственной патины

Фото 23. Тщательностью зачистки можно варьировать степень патинирования

Тиффани — не витражи, не лампы

Более или менее традиционное применение техники Тиффани — ДПИ. Плоские витражи и светильники на их основе очень красивы, объёмные абажуры прекрасны. Нередко технику используют и для вещиц более практических — коробочки, шкатулки.

Фото 24. Крупная стеклянная шкатулка для дамской бижутерии. Нижняя часть коробки выполнена в технике Тиффани

Фото 25. Стеклянная визитница в технике Тиффани для местной выставки наших работ

Недекоративная Тиффани

Случается применять декоративную технику в случаях и вовсе утилитарных, например

▍ Реставрация стеклянной вещицы

Фото 26. Доставшаяся по случаю стеклянная нога-основание старинной керосиновой лампы

Фото 27. Стачивание разбитой присоединительной резьбы

Фото 28. Отделка медной фольгой расточенной горловины

Фото 29. Впаянная в металлизированную горловину присоединительная резьба от бракованной керосинки, от неё же взята и горелка со стеклом. На фото — отмывка остатков паяльного флюса

Фото 30. Химическое окрашивание лужёной резьбы

Фото 31. Реставрированная лампа в работе

▍ Оправа для защитных дидимовых (неодимовых) очков стеклодува

Фото 32. Из круглых стёкол вырезал заготовки

Отшлифовал торцы деталей (Фото 13).

Фото 33. Оклеил края стекла медной фольгой

Фото 34. Собрал этакое пенсне с применением латунной ленты и детали от копеечной декоративной оправы. Паяно сплавом Sn-Cu

Фото 35. Из латунного листа выпилил ювелирным лобзиком заготовки дужек, облегчил их рядом отверстий, присоединил к оправе стандартными деталями от той же декоративной оправы

Фото 36. Готовые дидимовые очки

Фото 37. Работа очков — стёкла почти полностью вырезают характерное «содовое свечение» разогретого в пламени стекла и, кроме как от осколков, защищают глаза и от т. н. катаракты стеклодува. Работать тоже становится гораздо удобнее

P. S.

Мораль истории очевидна, хочется лишь в очередной раз заметить, что самое интересное чаще рождается на стыке наук, дисциплин, ремёсел, техник, приёмов работы – лишних знаний и навыков не бывает. Приёмы ДПИ преотличным образом можно применить в творчестве техническом, приближая к искусству и его.

На благо всех разумных существ. Babay Mazay, ноябрь, 2023 г.

Скидки, итоги розыгрышей и новости о спутнике RUVDS — в нашем Telegram-канале 🚀

Оцените статью
Про пайку
Добавить комментарий