Читаем обозначения сварных швов на чертежах

Читаем обозначения сварных швов на чертежах Инструменты

Знаки и символы на чертежах

Чертежи и обозначения на них передают идеи разработчиков точно также как текст – мысли в произведениях, только по регламенту и точнее. Чертежи изделий из металла нельзя по-разному читать, их должны знать, как читать и понимать, одинаково все люди, которые берут участие в изготовлении изделий по чертежам, ремонте оборудования, его эксплуатации.

Что такое чертеж изделия?

Чертеж изделия представляет собой его графическое изображение, выполненное в определенном масштабе, с указанием размеров и условно выраженных технических условий, соблюдение которых должно быть обеспечено при изготовлении изделия. Чертежи выполняются по единым правилам, установленным в ГОСТах Единой Системы Конструкторской Документации (ЕСКД).

Что такое деталь в машиностроении?

Деталь – изделие, изготавливаемое из однородного по наименованию и марке материала, без применения сборочных операций. Например: вал, втулка, литой корпус, резиновая манжета (неармированная). К деталям относятся так же изделия, подвергнутые покрытиям (защитным или декоративным), или изготовленные с применением местной сварки, пайки, склейки.

Какие бывают детали?

По назначению детали бывают следующих видов:

  • Крепежные: гайка, шайба, болт, винт, шуруп, гвоздь, заклёпка.
  • Передаточные: вал, шпонка, шкив, ремень, звёздочка, шестерня и др.
    Детали подразделяются на простые детали (гайка, шпонка) и сложные детали (коленчатый вал, корпус редуктора, станина станка).
Читайте также:  Подборка отличных моделей появившихся в продаже относительно недавно

Виды чертежей

Стандарт устанавливает шесть основных видов, которые получаются при проецировании предмета, помещенного внутрь куба, шесть граней которого принимают за плоскости проекций.

Структура видов чертежей

Развертки

Разверткой называется плоская фигура, полученная при совмещении поверхности геометрического тела с одной плоскостью (без наложения граней или иных элементов поверхности друг на друга). Над изображением развёртки выносят специальный знак круг со стрелкой внизу вправо.

Развертка детали

Развертки применяются для изготовления кожухов машин, ограждений станков, вентиляционных устройств, трубопроводов где необходимо из листового материала вырезать их развертки и согнуть по чертежу.

Оформление чертежей

Чертежным стандартом может быть ANSI, ISO, DIN, JIS, BSI, ГОСТ (ЕСКД) или GB. Чаще на практике оформляют чертежи по ЕСКД, который применяется на добровольной основе. Основное назначение стандартов ЕСКД состоит в установлении единых оптимальных правил, требований и норм выполнения, оформления и обращения конструкторской документации.

Примеры оформления чертежей

Количество деталей в машине и их соединения

Каждая машина состоит из деталей, число которых зависит от сложности и размеров машины. Например, автомобиль содержит около 16 000 деталей (включая двигатель), а крупный карусельный станок имеет более 20 000 деталей.

Чтобы выполнять свои функции в машине детали соединяются между собой определенным образом, образуя подвижные и неподвижные связи. Например, соединение коленчатого вала двигателя с шатуном, поршня с гильзой цилиндра являются подвижными связями, в то время как соединение штока гидроцилиндра с поршнем, крышки разъемного подшипника с корпусом — неподвижные связи.

Виды соединений

  • Неразъемные соединения: заклепочные, сварные, клеевые соединения, соединения с гарантированным натягом.
  • Разъемные соединения: резьбовые, шпоночные, шлицевые, штифтовые, клиновые соединения.

Формы сопрягаемых поверхностей

Соединения могут иметь цилиндрическую, коническую, сферическую, винтовую формы и др.

Прочность и качество соединений

Проектирование соединений является очень важным этапом, поскольку большинство разрушений происходит именно в местах соединений. Недостаточное качество соединений может привести к авариям и другим неполадкам в работе машин и сооружений.

Например, опыт эксплуатации самолетов показал, что до 85% всех усталостных разрушений фюзеляжа происходит именно в резьбовых и заклепочных соединениях.

Требования к соединениям

Соединениям в машине предъявляются требования прочности, плотности (герметичности) и жесткости. Основным критерием расчета и работоспособности соединений является их прочность. Необходимо стремиться к равнопрочности соединения и соединяемых элементов, чтобы не использовать ненужные ресурсы деталей.

Оценка и выбор типа соединения

При оценке прочности соединения стремятся приблизить его прочность к прочности соединяемых элементов, т.е. стремятся обеспечить конструкции.

Требование к плотности

Требование плотности является основным для сосудов и аппаратов, работающих под давлением. Уплотнение разъемного соединения достигается за счет:

  1. сильного сжатия достаточно качественно обработанных поверхностей;

  2. введения прокладок из легко деформируемого материала.

Жесткость соединения

Экспериментальные исследования показали, что жесткость соединения во много раз меньше жесткости соединяемых элементов. Поскольку жесткость системы всегда меньше жесткости наименее жесткого элемента, то именно жесткость соединения определяет жесткость системы.

Виды соединений

Желательно, чтобы соединение не искажало форму изделия, не вносило дополнительных элементов в его конструкцию и т. п. Например, соединение труб болтами требует образования фланцев, сверления отверстий под винты, установку самих винтов с гайками и шайбами. Соединение труб сваркой встык не требует никаких дополнительных элементов. Оно в наибольшей степени приближает составное изделие к целому. С этих позиций соединение болтами может быть оправдано только при определенных условиях.

Рабочий чертеж

Рабочий чертёж детали содержит:

Деталь

Дополнительный вид можно повертывать относительно указанного направления взгляда:

Дополнительный вид

Клеевые соединения

В настоящее время все шире применяют неразъемные соединения металлов и неметаллических материалов, получаемые склеиванием. Это соединения деталей неметаллическим веществом посредством поверхностного схватывания и межмолекулярной связи в клеящем слое.

Отличие от пайки

Отличие клеевого соединения от паяного заключается в том, что клеи не являются металлами, в то время как припои – это либо металлы, либо их сплавы. В зависимости от состава и свойств их может происходить как при комнатной температуре, так и при нагревании.

Применение

Наибольшее применение получили клеевые соединения в нахлестку, реже — встык. Они позволили расширить диапазон применения в конструкциях машин сочетаний различных неоднородных материалов (стали, чугуна, алюминия, меди, латуни, стекла, пластмасс, резины, кожи и т. д.).

Виды клеев

Все клеи можно разделить на конструкционные — такие, которые способны выдерживать после затвердевания нагрузку на отрыв и сдвиг, и на те, которые не способны длительное время выдерживать нагрузки. К конструкционным клеям можно отнести клеи БФ, эпоксидные и др., а к несостоятельным клей 88Н, иногда резиновый и другие.

Большинство клеев требует выдержки соединения под нагрузкой до образования схватывания и последующей свободы. Некоторые клеи требуют нагрева для выпаривания растворителя и последующей полимеризации.

Влияние факторов на прочность клееных соединений

На прочность клееных соединений влияют несколько факторов, включая:

  • характер нагрузки
  • конструкция соединения
  • тип и толщина слоя клея
  • технология склеивания
  • время

Влияние нагрузки и конструкции

Прочность клееных соединений зависит от характера нагрузки и конструкции соединения. Также важно провести хорошую зачистку склеиваемых поверхностей и сдавливание их при определенной температуре.

Преимущества и недостатки клеевых соединений

Преимущества:

  • простота получения неразъемного соединения
  • низкая стоимость работ по склеиванию
  • возможность соединения различных материалов
  • отсутствие коробления деталей
  • герметичность и коррозионная стойкость
  • прочность на сдвиг

Недостатки:

  • снижение прочности соединения со временем
  • возможность старения клея
  • неудовлетворительная работа на неравномерный отрыв

Применение клеевых соединений

Клеевые соединения широко используются в различных отраслях промышленности, включая самолетостроение, производство инструмента, электронику, оптику, деревообработку, строительство и мостостроение. Новые марки клеев на основе полимеров могут работать при высоких температурах до 1000°.

Прочность и соединения

Для повышения прочности соединений используют клеи на основе полимеров, которые работают при высоких температурах. Клеевые соединения также применяются для создания новых конструкций, повышения прочности зубчатых венцов, ступиц, валов, а также для крепления различных элементов.

Расчет прочности клеевых соединений

При расчете прочности клеевых соединений учитывается наличие нагрузки и конструкции соединения. Расчет проводится на сдвиг по определенной формуле.

| Тип материала | Прочность клеевого соединения |
|---------------|--------------------------------|
| Металл        | Высокая                        |
| Дерево        | Средняя                        |
| Пластик       | Низкая                         |

Оцените статью
Про пайку
Добавить комментарий