Флюс для пайки для золотой

Флюс для пайки для золотой Инструменты
Содержание
  1. Как приготовить флюс для пайки золота
  2. Правила пайки золота
  3. Необходимые приспособления
  4. Изготовление припоя
  5. Подготовка изделия
  6. Паяние и обработка шва
  7. Ремонт цепочки
  8. Флюсы
  9. Изготовление припоя, технология пайки паяльником и случаи сложного ремонта
  10. Частые причины повреждения золотых цепочек
  11. Что можно починить в домашних условиях
  12. Тонкости ювелирной пайки
  13. Особенности работы с украшениями
  14. Припои для драгоценных металлов
  15. Готовить самому или купить
  16. Выводные элементы
  17. Подготовка к работе
  18. Состав набора
  19. Сборка медальона
  20. ИСТОРИЯ ПАЙКИ
  21. ПАЙКА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
  22. Методы пайки
  23. ДОСТОИНСТВА ПАЙКИ
  24. НЕДОСТАТКИ ПАЯННЫХ СОЕДИНЕНИЙ
  25. ПАЙКА И ЕЕ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, ТЕХНОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
  26. ТЕРМИНОЛОГИЯ
  27. ТИПЫ ФЛЮСОВ
  28. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИПОЕВ
  29. Элементы паянного соединения
  30. Процесс образования паяного шва
  31. Вспомогательные процессы при пайке
  32. Лужение под пайку
  33. Подготовка поверхности к лужению
  34. ОБЕЗЖИРИВАНИЕ
  35. Травление металлов
  36. Химическое травление
  37. Электролитическое травление
  38. СБОРКА И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ ПЕРЕД ПАЙКОЙ
  39. ТИПЫ ПАЯНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
  40. Структура паяного соединения
  41. ПАЯЛЬНИКИ
  42. ГАЗОВАЯ ГОРЕЛКА ДЛЯ ПАЙКИ МЕТАЛЛОВ
  43. Как сделать флюс из канифоли и растворителя
  44. Проверка и испытание самодельного флюса

Как приготовить флюс для пайки золота

В общем когда то мне посоветовали этот рецепт изготовления качественного флюса. лучше него я еще не пробовал и не видел, суть в чем:

Флюс делается на основе пережженном смеси и буры, происходит это такВ зависимости от того какая у вас емкость, мы делаем смесь из буры и борной кислоты в пропорциях 2/1 (например 2 ложки буры на 1 ложку борной кислоты), ПОТОМ САМОЕ ВАЖНОЕ: мы смесь тщательно перемешиваем, и я как делал — можно сразу пережигать, но я в печи примерно при температуре 80-100 градусов цельсия, смесь подержал мин 30 чтобы влага вся из буры испарилась, получился очень сухой порошок, далее я в тигле обычном эту смесь пережег при помощи горелки, до появления стекловидной массы,.Потом мы этой массе даем остыть , массу эту остывшую толчем в ступе или в любой таре, до появления порошка, потом этот порошок высыпаем в емкость ну где у вас флюс и смешиваем с водой, горелкой кипятим пока не подкипит и все, флюс готов.

Читайте также:  Что входит в сухпаек для школьников | - новости Челябинска

В принципе суть простая. главная фишка тут — пережечь буру, ну смесь борной и буры, и эффект превосходит все ожидания пробуривается все любое сложно изделие с первого раза, и такая бура служит намного дольше если просто смешать буру и борную и сразу в воде растворить.Даже если бура будет грязной все равно эффект тот же, ну пока совсем не почернеет.

Правила пайки золота

Изготовление и ремонт ювелирных украшений, особенно, если это изделия из драгоценных металлов, были и остаются прерогативой мастеров-ювелиров. Ремонт золотых изделий является весьма ответственной процедурой, а если украшение представляет ещё и художественную ценность, то за дело должен браться только настоящий мастер.

Тем не менее, отдельные виды ремонта можно попытаться выполнить самостоятельно. Для выполнения таких операций, как пайка золота, необходимо наличие специального инструмента, материалов, и, разумеется, определённого навыка.

Необходимые приспособления

Для тех, кто хочет попробовать себя в этом интересном, но нелёгком деле, вначале необходимо укомплектовать свою домашнюю мастерскую минимальным набором инструментов, приспособлений и материалов. Для этого потребуются:

  • миниатюрная газовая горелка с тонким факелом;
  • специальный золотой припой;
  • флюс покупной или самодельный;
  • миниатюрные плоскогубцы и пинцет;
  • набор надфилей разной формы;
  • бормашина;
  • маленькие тиски.

Сам процесс пайки золотых изделий не отличается от пайки других металлов. Нюанс заключается в том, что детали золотых изделий, которые необходимо припаять друг к другу, имеют довольно малые размеры.

Ещё одно отличие состоит в применяемых инструментах. Для паяния золота не применяют паяльник, так как припой для золота имеет высокую температуру плавления. По этой причине работа ведётся газовой горелкой.

Изготовление припоя

При отсутствии специального припоя для золота, его можно изготовить в домашних условиях. Потребуются дополнительные приспособления и материалы:

  • тигель для плавки металлов;
  • компоненты припоя – золото, серебро, медь;
  • аптечные весы;
  • форма для отливки припоя.

Для пайки золота наиболее распространённой 585 пробы, рецепт приготовления припоя выглядит следующим образом. На 585 частей золота берётся 115 частей серебра и 185 частей меди.

К этому составу следует добавить либо 135 частей латуни, либо 112 частей кадмия. Первые три основных металла расплавляются вместе при помощи газовой горелки. После их полного растворения и перемешивания в расплав вводится латунь или кадмий.

Затем готовый расплав выливают в форму. Форму сразу лучше выбрать в виде прутка. Готовую отливку на наковальне или путём вытягивания прутка приближают к форме проволоки.

Подготовка изделия

Перед ювелирной пайкой изделие следует закрепить в тисках или другим подходящим способом. Повреждённой детали украшения должна быть придана первоначальная форма.

Возможно, с этим придётся повозиться, но это обязательная процедура. Для этого могут потребоваться дополнительные приспособления. Вернуть исходную форму кольца или звена цепочки помогут подобранные по размеру цилиндрические детали.

Такая деталь вставляется внутрь деформированного кольца или звена цепочки, после чего изделие мягко обжимается снаружи плоскогубцами до достижения нужного результата. Разумеется, цепочка должна быть собрана, повреждённое звено или застёжка соединена с другими звеньями.

После того, как форма изделия восстановлена, и оно надёжно зафиксировано, место будущей пайки зачищается, обезжиривается и покрывается слоем флюса. Флюс создаёт на поверхности золота защитную плёнку, препятствующую окислению металла в процессе пайки.

Теперь можно приступать собственно к пайке. Флюс для пайки золота покупают готовый или делают своими руками, беря по 10 г буры и борной кислоты на 100 г дистиллированной воды.

Раствор кипят, и затем в него опускают золотое изделие и тоже несколько минут кипятят. Золото в результате покрывается защитным слоем.

Паяние и обработка шва

Флюс для пайки для золотой

Прежде чем начинать пайку, нужно отрегулировать пламя горелки, установив требуемую толщину факела. Затем начинается равномерный нагрев золота в зоне соединения.

Нужно точно определить момент, когда в зону соединения можно вводить припой. Обычно эта фаза пайки отмечается некоторым изменением цвета нагретого участка. «Чувство металла» приходит с опытом, первые попытки, скорее всего, будут неудачными.

После нагрева изделия, к месту соединения прикладывается пруток припоя. Ориентировать припой относительно пламени горелки нужно таким образом, чтобы расплавилось необходимое его количество.

Излишки расплавленного припоя либо стекут с изделия, либо после пайки их придётся снимать надфилем или бормашиной. Не забываем, что в составе припоя преобладает золото!

Расплавленный припой должен смочить место соединения и заполнить зазор в месте будущего шва. Консистенцию расплава следует поддерживать в таком состоянии, чтобы он не стекал с детали, удерживаясь силами поверхностного натяжения.

Нагрев не прекращается до тех пор, пока припой не сравняется по цвету с материалом изделия. Это является сигналом того, содержащийся в нём кадмий выгорел, и процесс пайки может быть завершён.

После остывания золота можно приступить к его окончательной обработке. Более крупные неровности выравниваются надфилем, окончательную чистовую шлифовку лучше производить бормашиной с самой мелкозернистой насадкой.

Если присадочный материал был выбран правильно, а шлифовка выполнена качественно, место пайки на глаз не должно определяться.

Ремонт цепочки

Флюс для пайки для золотой

Описанным способом может быть осуществлена пайка колец из золота и цепочек с достаточно крупными звеньями. Чтобы спаять золотую цепочку с мелкими звеньями, существует другая технология.

Опилки из золота замешиваются в касторовом масле с добавлением фосфора. В повреждённой цепочке аккуратно выравниваются все погнутые и разорванные участки.

Работа должна выполняться очень тонким инструментом с использованием увеличительной лупы. После этого повреждённый участок цепочки смачивают полученным раствором.

В результате этого, мельчайшие опилки из золота заполняют места разрывов звеньев. Если теперь поместить этот участок цепочки в пламя горелки, частицы золота расплавятся и заполнят разрывы.

И последнее. Перед началом пайки, особенно если она выполняется впервые, следует оценить риски, связанные с возможной порчей украшения из золота. Может быть, в этом случае предпочтительней воспользоваться услугами мастерской.

Флюсы

Флюсы, применяемые при пайке ювелирных изделий, должнй отвечать следующим требованиям: иметь более низкую, чем у припоя, температуру плавления; способствовать растеканию припоя; удалять из зоны пайки загрязнения, не вступать в реакцию с припоем; не разрушать паяемые металлы. По степени химической активности флюсы делятся на две группы: слабоактивные и сильноактивные.

Флюсы первой группы применяются при пайке легкоплавкими припоями изделий из недрагоценных металлов, флюсы второй — при пайке твердоплавкими припоями изделий из драгоценных металлов. Слабоактивные флюсы — это канифоль, древесные смолы, воск, стеарин, вазелин, животные жиры, минеральные масла, органические кислоты. В роли сильноактивных флюсов выступают органические кислоты, хлориды и фториды металла: борная кислота, бура, раствор фтористого калия, поташ — карбонат калия.

Классический флюс ювелиров — бура. Бура (Na2B47*10Н2О2) представляет собой натриевую соль тетраборной кислоты. В порошкообразном состоянии она очень похожа на борную кислоту, только чуть мягче на ощупь, тонет в воде, плавится при температуре 741 °С. В расплавленном виде растворяет окислы металлов. Применяется для пайки изделий из золота, серебра, мельхиора.

В случаях, когда надо паять уже полированные изделия и требуется сохранить их блеск и не допустить окисления поверхностей, ювелиры в качестве флюса применяют борную кислоту. Борная кислота (Н3ВО3) — белое кристаллическое вещество, легко растворяется в горячей воде, при охлаждении выкристаллизовывается. При нагреве проходит несколько стадий превращения: сначала теряет воду, переходит в метаборную кислоту (НВО2), затем в тетраборную кислоту (Н2В4О7), потом в борный ангидрид (В23).

При пайке изделий из сплавов золота, не имеющих в своем составе никеля, используется водный раствор буры с борной кислотой в соотношении частей 1:1, 1:2 и 2:1. Флюс с соотношением 2:1 (две части буры и одна часть борной кислоты) употребляется также при пайке изделий из серебра. Некоторые ювелиры используют в своей практике стандартный, готовый к работе флюс № 209, применяемый обычно при процессах пайки в медицинский промышленности. Как показывает практика, флюс, приготовленный из буры и борной кислоты в соотношении 1:1, наиболее универсален.

В то же время многие ювелиры пользуются флюсом указанного состава в соотношениях 1:2 и 2:1. Первый из них улучшает растекание припоя при пайке изделий из золота, второй — из серебра.

Флюс из смеси буры и борной кислоты 7 готовят следующим образом: части буры и борной кислоты в требуемых соотношениях и необходимом объеме (столовая ложка или 10, 20, 30 г и т. д.) засыпают в сосуд (металлическую баночку), перемешивают, затем подвергают нагреву. Нагреваясь, перемешанная масса начинает плавиться, на ее поверхности появляется и лопается множество пузырьков. Нагрев прекращают, когда над всей расплавленной массой поднимется один большой пузырь — шатер. После охлаждения образовавшиеся кристаллы тщательно перетирают (в этом же сосуде), затем разбавляют водой до получения кашицы сметанообразной консистенции. Процесс приготовления флюса, основу которого составляет бура, аналогичен описанному выше.

Существуют также флюсы других составов: цинк растворяют в чистой соляной кислоте до полного насыщения, а затем раствор фильтруют (применяют как концентрированный, так и разбавленный водой); равные части цинка и нашатыря растворяют в чистой соляной кислоте; цинк растворяют (до насыщения) в 60 г соляной кислоты и добавляют 10 г нашатырного спирта; цинк растворяют (до насыщения) в 125 г чистой соляной кислоты, добавляют 20 г нашатырного спирта, а затем выпаривают полученный раствор до густоты сиропа, после чего охлаждают остаток (твердый, как стекло), растворяют в 1/4 л воды и фильтруют; 40 г фосфорнокислого двууглекислого натрия плюс 60 г борной кислоты хорошо смешивают и растворяют в 1/2 л воды — этот флюс с успехом заменяет буру.

Нанесение флюса производится смачиванием всей детали с помощью кисточки; при этом недостаточно покрывать флюсом только места пайки. Пайку начинают с осторожного подсушивания пламенем горелки флюса и припоя, чтобы не допустить вспучивания флюса и вытекания в результате этого припоя из стыка. Причем пламя нельзя направлять непосредственно на припой, так как это приведет не к растеканию припоя по стыку, а к свертыванию (скатыванию) в шарик, т. е. к браку.

При пайке изделия подвергаются многократным высокотемпературным нагревам; выполняя ее, следует понимать и помнить, что длительный нагрев, большое число повторяющихся нагревов и медленное охлаждение ведет к снижению пластичности.

Необходимо помнить также, что остатки жидкого флюса выделяют хлористый цинк, который травит металл. Чтобы избежать этого, следует иметь под рукой сосуд с водой и после каждой пайки проводить по стыку смоченной в воде кисточкой, обезвреживая таким образом кислоту.

Изготовление припоя, технология пайки паяльником и случаи сложного ремонта

Цепочка – это изделие, состоящее из множества звеньев. От их формы и способа крепления зависит внешний вид украшения. Причем эти параметры определяют и стойкость к воздействиям нагрузок на растяжение. Но даже наиболее прочная цепочка рано или поздно рвется, вероятность этого повышается, если изделие резко дернуть. Соответственно, украшения все равно приходится нести в ремонт. Иногда повреждения устраняются самостоятельно. Сначала подготавливают инструменты, расходные материалы. Дополнительно следует изучить вопрос, как запаять золотую цепочку в домашних условиях. В случаях, когда ремонт сложный, нужно обратиться в мастерскую.

Частые причины повреждения золотых цепочек

Можно предупредить разрыв изделия, но для этого необходимо устранить все негативные факторы, способствующие повреждению золота, и создать условия для долговременной эксплуатации украшения. Причины разрывов, поломок:

  • естественное истирание звеньев: цепочка состоит из элементов, которые подвижны относительно друг друга, постоянная носка способствует трению звеньев, как результат, развивается естественный процесс истирания драгоценного металла, в наиболее слабых местах изделие рвется;
  • активное использование застежки: интенсивная носка драгоценностей, из-за чего ускоряется износ элементов замка, т. к. у него есть свой ресурс (определяется конструкцией и характеристиками золота), при частой носке он уменьшается, детали ломаются;
  • резкие движения: даже новая цепочка может порваться, причиной в этом случае считают случайность, когда неожиданно задевается и ювелирное изделие.

Что можно починить в домашних условиях

Обычно пайка золота проводится при появлении дефектов определенного характера:

  • повреждение с внутренней стороны изделия: самостоятельно восстановить целостность изделия при появлении трещины с лицевой стороны сложнее, особенно если звенья широкие – будет виден шов пайки;
  • неполный разрыв одного звена в сложном плетении: чаще всего происходит повреждение одного из участков, металл здесь изгибается, ломается, необходимо вернуть ему первоначальную форму, запаять;
  • разрыв колечка на замке: этот участок не бросается в глаза, отремонтировать его проще, чем звенья цепи – достаточно выполнить шов паяльником, причем эстетика в данном случае не так важна.

Флюс для пайки для золотой

Порванная золотая цепочка

Температура, при которой плавится золото, составляет 1064°С. Но это значение меняется в зависимости от содержания этого компонента. Чтобы можно было начать ремонт, материал нагревают. Отдельные участки соединяются при помощи специальных материалов, без которых невозможна пайка золота:

  • флюс – состав из нескольких компонентов, используется для предупреждения образования оксидной пленки на обрабатываемом материале, а также способствует повышению текучести припоя по мере нагрева;
  • припой – материал имеет форму проволоки, используется для создания условий, при которых сломанные металлические части будут соединены, его отличает более низкая температура плавления, чем у восстанавливаемого золотого изделия.

Различают разные виды припоя:

  • легкоплавкий: меняет структуру при температуре менее 300°С;
  • тугоплавкий: плавится, когда температура превосходит предел 300°С.

Причем второй вариант характеризуется улучшенными характеристиками. Свойства материала определяются его составом. Легкоплавкий припой чаще всего содержит олово, свинец, а тугоплавкий: медь, серебро, цинк, золото и др. Но припой выбирают не только с учетом характеристик, учитывают и цвет материала.

Он должен соответствовать оттенку цепочки, а потому применяют тугоплавкий припой.

Тонкости ювелирной пайки

Изготовление и ремонт различных ювелирных украшений из металла требует применения технологии создания неразъёмных соединений достаточно мелких деталей. Одним из наиболее распространённых способов достижения этой цели является ювелирная пайка.

По сути, этот процесс не отличается от других видов пайки. В его основе лежит принцип соединения металлических изделий путём их смачивания расплавом вспомогательного материала, называемого припоем.

При этом не происходит расплавления основных деталей, так как температура плавления вспомогательного сплава всегда ниже температуры, при которой плавится соединяемый металл.

  • Особенности работы с украшениями
  • Оборудование
  • Приготовление флюса
  • Припои для драгоценных металлов
  • Бижутерия

Особенности работы с украшениями

Существует несколько особенностей, отличающих пайку ювелирных изделий от пайки, применяемой в бытовых и технических целях:

  • эстетичность паяного соединения, как основная цель выполняемой работы, наряду с необходимой прочностью;
  • выполнение операций с очень мелкими деталями, требующими применения специфического инструмента и приспособлений;
  • работа с дорогим материалом, содержащим драгоценные металлы – серебро, золото, платину.

По понятным причинам, качественно проводить ювелирную пайку могут только профессионалы. Но попробовать свои силы и обучиться тонкостям процесса не запрещено никому.

К металлам, с которыми наиболее часто приходится сталкиваться в ювелирном деле, относятся в первую очередь, золото и серебро. Технология пайки этих металлов требует высокой температуры.

Нагревание соединяемых деталей и расплавление припоя осуществляется посредством газопламенного оборудования. Это могут быть установки, работающие на газе или бензине. Гораздо чаще для ювелирных работ используются газовые аппараты. Это обусловлено тем, что газовое оборудование более удобно в применении, не создаёт дискомфорта из-за резкого запаха (как в случае с бензином).

Сжатый газ, находящийся в баллоне, готов к употреблению, его подача осуществляется за счёт собственного давления. При применении бензина, готовят бензино-воздушную смесь, для чего необходим сжатый воздух. То есть, в этом случае требуется применение насосного или компрессорного оборудования.

Аппарат, применяемый при ювелирной пайке, должен быть укомплектован газовой горелкой, имеющей регулятор интенсивности пламени. Для выполнения ювелирных работ желательно иметь две горелки.

Одна из них, более мощная, применяется для расплавления металлов в тиглях. Другая должна иметь тонкий факел для разогрева и пайки миниатюрных компонентов.

Для ювелирной пайки могут применяться лазерные аппараты. Однако стоимость их высока, поэтому их устанавливают далеко не в каждой мастерской.

Чтобы подготовить поверхность изделий, подлежащих пайке, применяются различные вещества. Химические соединения, применяемые для удаления окисных плёнок с поверхности металла, а также уменьшающие силы поверхностного натяжения расплавленного припоя, с целью лучшего смачивания паяемой поверхности, называются флюсами.

Флюс чаще всего используют в жидком виде, нанося его на подготавливаемую к пайке поверхность. Ювелиры для этой цели очень часто применяют порошок буры, делая из него насыщенный водный раствор.

Приготовление такого флюса осуществляют в два этапа. Сначала порошок буры заливают водой и нагревают до полного его растворения.

После этого раствору дают высохнуть. Когда влага полностью испариться, разрыхлённый порошок буры растирают ступкой, после чего, добавляя воду, доводят смесь до состояния жидкой кашицы. Данным составом покрывается поверхность изделия перед пайкой.

Своеобразным методом осуществляется подготовка к ювелирной пайке золотых изделий, в составе которых имеется примесь никеля. Такое ювелирное изделие вначале кипятят в воде с борной кислотой.

После этой процедуры на поверхности золота образуется тонкая плёнка, препятствующая образованию окислов. Затем, непосредственно перед пайкой, поверхность покрывается флюсом из раствора буры.

Припои для драгоценных металлов

Основным материалом при пайке является припой, специальный расплавляемый сплав. Ювелирные припои имеют в своём составе драгоценные металлы.

Классификация этих сплавов осуществляется по температурной шкале их плавления. Сплавы для пайки, применяемые в ювелирном деле, обычно плавятся при температуре от 650 до 1000 ℃.

Эти относительно высокие значения температур и определяют газопламенное оборудование в качестве основного в ювелирной пайке.

Электрический паяльник не в состоянии обеспечить нагрев до такой степени. Условно припои делятся на мягкие и твёрдые. Чем ниже температура плавления такого сплава, тем он мягче, и наоборот.

Выбор сплава для ювелирной пайки представляет особую важность и должен осуществляется индивидуально к каждому изделию. Важнейшим критерием в этом вопросе является цвет изделия.

Дело в том, что в зависимости от пробы металла, из которого изготовлено украшение, а также состава добавок, применённых в сплаве, цвет материала может иметь различные оттенки.

Очевидно, что при пайке ювелирных изделий, цвет применяемого сплава должен совпадать с цветом основного материала, в противном случае, работа может быть признана браком.

С этой целью, сплав, использующийся для ювелирной пайки золотых и серебряных изделий должен иметь ту же пробу, что и материал изделия, а также по возможности близкий состав.

Готовить самому или купить

Припои могут приобретаться в готовом виде, либо готовятся самостоятельно. При самостоятельном изготовлении сплавов для ювелирной пайки, необходимые компоненты в нужных пропорциях помещаются в тигель и расплавляются пламенем газовой горелки.

Весовые доли компонентов должны быть выверены очень точно, для чего обычно используются тонкие аптекарские весы. После расплавления и перемешивания всех составляющих, из жидкого расплава отливаются прутки, для чего используются специальные формы.

Многие мастера, для удобства последующей ювелирной пайки, раскатывают прутки в тонкие пластины и нарезают их на кусочки.

Для пайки изделий из золота используют золотой сплав, для пайки серебра – серебряный. В соответствии с различными стандартами, принятыми в разных странах, при изготовлении ювелирных украшений используются драгоценные металлы разных проб.

В продаже можно найти по несколько видов припоя каждой имеющей распространение пробы, которые отличаются друг от друга по составу и соответственно, по цвету.

Кроме пробы и цвета, сплавы, применяемые для ювелирной пайки должны обладать специфическими качествами, которые обеспечиваются введением в них особых добавок, иногда не содержащихся в соединяемых металлах. Например, в золотые припои могут включаться серебро, медь, цинк и кадмий.

При добавлении в припой серебра, понижается температура плавления полученного сплава, повышается его текучесть, обеспечивающая надёжное заполнение в процессе пайки микронеровностей спаиваемого стыка.

Кроме этого, серебро ослабляет желтизну оттенка золотого сплава. Введение меди напротив, повышает тугоплавкость и твёрдость припоя и добавляет красноватые тона в его окраску.

Добавление в припой кадмия и цинка снижают твёрдость, но при этом, первый придает изделию зеленоватый оттенок, второй же, ослабляет интенсивность окраски сплава.

Кроме названных компонентов, золотой ювелирный припой может содержать никель и палладий, которые придают сплаву белый цвет. Припои, содержащие эти элементы, используются для пайки ювелирных изделий из белого золота и платины.

К припоям для пайки серебряных изделий не предъявляются столь жёсткие требования в части пробы, как к золотым. Серебряные припои изготавливаются с содержанием меньшего количества компонентов, чем сплавы для пайки золота. Кроме самого серебра, в серебряном припое обычно присутствует либо только медь, либо медь с цинком.

Благодаря развитию технологий в металлургии и производстве ювелирных изделий, прослеживается мировая тенденция увеличения доли сравнительно недорогой бижутерии в общем объёме ювелирного производства.

Флюс для пайки для золотой

И это совершенно оправдано. Продолжающийся рост цен на драгоценные металлы делает непрактичным ношение дорогих изделий из золота и платины, в то время как появляется альтернатива в виде дешёвой и красивой бижутерии.

Способы пайки недорогих ювелирных украшений зависят от материала, из которого они изготовлены. К сожалению, некоторые сплавы, применяемые при изготовлении этих изделий, могут не поддаваться пайке.

В том случае, когда пайка возможна, лучше подобрать для этого сплав, состоящий из недорогих компонентов, так как припой может оказаться на порядок дороже самого изделия.

Набор «Умею паять! LVL.1» — как следует из названия, этот набор разработан специально для тех кто только хочет паять. Готовое устройство представляет из себя кулон-фонарь, для сборки которого потребуется припаять четыре выводных детали: резистор, светодиод, переключатель и держатель батарейки.

Контактные площадки печатной платы покрыты иммерсионным золотом. Для понимания работы устройства, на лицевой стороне кулона изображена принципиальная электрическая схема.

Собранный фонарик можно повесить на шею как стильный и функциональный медальон. Для этого в верхней части предусмотрено отверстие под шнурок.

Выводные элементы

Радиодеталь называют выводной если она крепится к печатной плате путём установки её контактов в отверстия и дальнейшего их припаивания (или с помощью накрутки). А процесс сборки плат с такими деталями называют сквозным монтажом, или на английском: THT — Through-hole Technology.

На заре электроники все радиодетали были выводными. Сейчас же такой способ монтажа применяется в основном для силовых элементов, которые работают с большими значениями напряжения и силы тока. В наше время вся электроника собирается поверхностным монтажом с помощью SMD элементов — это компактнее и дешевле в масштабах промышленного производства.

Но выводной монтаж всё ещё широко распространён среди DIY-энтузиастов. Ведь чтобы создать прототип устройства на макетной плате потребуется соединить различные модули, радиодетали и контроллеры, которые часто снабжены или штырьками или отверстиями под них.

А ещё сквозной монтаж отлично подходит для получения навыков пайки. И перед тем, как переходить к более сложным платам с SMD радиодеталями, следует обязательно научиться паять выводные платы! В этой инструкции мы покажем как собрать светодиодный кулон Электрофонарь, схема которого состоит исключительно из выводных деталей.

Подготовка к работе

Для сборки устройства понадобится паяльник, немного припоя и флюс, жидкий или гелевый. Если чего-то не хватает, вы можете приобрести это у нас в магазине RobotClass:

Флюс для пайки для золотой

Состав набора

Набор состоит из нескольких деталей:

  • печатная плата;
  • выводной резистор на 100 Ом;
  • выводной светодиод с линзой 5 мм;
  • выводной переключатель (ключ);
  • держатель для элемента питания CR2032;
  • элемент питания CR2032.

Сборка медальона

Начнем с монтажа светодиода.

Светодиод имеет полярность, и чтобы он правильно работал, его необходимо подключать к электрической цепи определенным образом. Для обозначения контактов у светодиода, одну из выходящих из светодиода ножек делают длиннее (его обычно называют «положительным электродом» или анодом), а другой — короче («отрицательный электрод» или катод).

Если мы смотрим на лицевую сторону платы (на ней изображена схема) нашего фонарика, то в верхней части платы есть круглая площадка со схематичным изображением светодиода. В нее нужно вставить светодиод из набора таким образом чтобы длинный «положительный» контакт вошел в левое отверстие, а короткий «отрицательный» контакт — в правое.

После установки светодиода нужно перевернуть плату и развести ножки в разные стороны, как это сделано на изображении ниже. Это нужно чтобы он не выпадал из платы пока мы его припаиваем.

Теперь займемся резистором. Перед установкой удобно будет загнуть его ножки как показано на фото ниже. Затем его нужно вставить в отверстия которые находятся выше и ниже площадки R1. У резисторов нет полярность, поэтому неважно какой контакт в какое отверстие попадёт.

Как и в случае светодиода, разводим контакты в стороны.

Перевернем наш медальон, и с обратной стороны установим держатель батарейки.

В нижней части этого металлического держателя есть маленькие штырьки, которые следует вставить ее в отверстия на плате, а затем припаять, хорошенько прогревая. Только следует быть аккуратными, так как голый металл быстро нагревается при пайке, и можно обжечься.

Так будет выглядеть плата после монтажа отсека для батареи.

Остается последний элемент — переключатель. Или «ключ». Удобней всего будет сначала припаять одну из ножек переключателя. И не страшно, если выйдет неаккуратно — главное, чтобы после остывания припоя переключатель был надежно зафиксирован в отверстии.

Зато теперь можно взять плату одной рукой так что припаянный переключатель не выпадает из нее и прижать его пальцем.

До разогрева контакта.

А затем снова разогреть припаянный контакт и убрать паяльник. В этот раз переключатель встанет как надо, а припой быстро остынет и зафиксирует его в таком положении.

Остается только припаять оставшиеся контакты переключателя и дело почти сделано! Переворачиваем плату и вставляем элемент питания.

Переворачиваем обратно, двигаем рычажок переключателя и вуаля — все работает!

Поздравляем, первый уровень пайки заслуженно достигнут!

ИСТОРИЯ ПАЙКИ

При раскопках царских гробниц на территории
древнейшего государства Вавилона учеными
были найдены изделия из золота, носящие на
себе следы пайки.
Так, в гробнице царицы Шубад, жившей в 3200-х
годах до нашей эры, были найдены хорошо
сохранившиеся золотые сосуды, ручки к
которым были припаяны золотом или сплавом
золота с серебром, золотые головные уборы.
Найденные при раскопках египетских пирамид
многочисленные тщательно выполненные
золотые украшения неопровержимо
доказывают, что искусство паяния было
хорошо известно в древнем Египте во втором
тысячелетии до нашей эры.
Таким образом, раньше всего была
осуществлена пайка благородных металлов
(золота) твердыми припоями (золотом).
Золотой
головной убор
царицы Шубад
Фрагменты
головного убора
царицы Шуб-Ад,

Превращение древнего ремесла — пайки в один из важнейших
технологических процессов современного производства произошло
благодаря современной научно-технической революции. Бурное
развитие техники в различных отраслях промышленности обусловило
широкое ее применение, и в первую очередь в машиностроении и
электронике и электротехнической промышленности. Это связано с
тем, что пайка, как процесс формирования соединений материалов,
осуществляется при температурах ниже температуры начала
плавления паяемого материала и характеризуется возможностью
автоматического ее регулирования, так как во многих случаях на
границе паяемого материала и жидкого припоя устанавливается
состояние локального равновесия, являющегося основой такого
регулирования. При сварке плавлением и в твердой фазе значительно
труднее реализовать локальное равновесие. Вследствие этого
технология пайки существенно отличается от технологии сварки
плавлением
и
сварки
давлением
и
требует
специальных
технологических и вспомогательных материалов и оснащения.

ПАЙКА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

В настоящее время пайка наряду со сваркой является одним из
наиболее распространенных способов получения неразъемных
соединений в современном производстве.

Методы пайки

МЕТОДЫ ПАЙКИ
Пайка легкоплавкими (мягкими) припоями
На зачищенную деталь наносят флюс, а затем
нагретым и залуженным паяльником — припой.
После пайки остатки флюса удаляют.
Пайка твердыми припоями
Спаиваемые детали зачищают, плотно
сжимают. Место соединения нагревают, на
него наносят флюс, а затем припой.
После нанесения припоя по всему шву без
пропусков спаянные детали охлаждают до
температуры 100—120° и опускают в воду.

ДОСТОИНСТВА ПАЙКИ

Важнейшее достоинство пайки — формирование паяного шва при температуре ниже температуры
автономного плавления соединяемых металлов. Это обстоятельство дает возможность вести
процесс в условиях общего нагрева и позволяет:
осуществлять групповую пайку и широкую ее механизацию и автоматизацию, что обеспечивает
высокую производительность процесса в крупносерийном и массовом производстве;
получать соединения в скрытых и малодоступных местах изделий, изготовлять тонкостенные
изделия с большой плотностью паяных соединений и их объемным расположением за один нагрев,
повышать коэффициент использования материала и снижать металлоемкость изделий;
соединять детали не только последовательно по контуру шва, как при сварке плавлением, но и
одновременно, в том числе по поверхности, что обусловливает возможность варьирования
прочности паяных соединений и конструкции изделий;
ограничиваться при пайке давлениями на порядок меньшими, чем при сварке давлением;
соединять разнородные металлические и неметаллические материалы и с большей
разностенностью деталей, чем при сварке плавлением;
выбирать температуру процесса в зависимости от необходимости сохранения механических
свойств материалов изделия после пайки, возможности совмещения нагрева под пайку с
термообработкой и выполнения ступенчатой пайки;
обеспечивать плавность галтельных участков шва, а следовательно, высокую прочность и
надежность их в условиях вибрационных и знакопеременных нагружений;
разъединять детали и сборочные единицы путем распайки при температуре ниже температуры
автономного плавления паяемого материала и ремонтировать изделия в полевых условиях.

НЕДОСТАТКИ ПАЯННЫХ СОЕДИНЕНИЙ

Особо важное значение имеют вопросы обеспечения равнопрочности паяных
соединений. Как известно, препятствиями для достижения равнопрочности
паяных соединений в ряде случаев являются более низкая прочность и
пластичность большинства припоев по сравнению с паяемым металлом, литая
структура в шве, высокое химическое сродство компонентов припоев с основой
или компонентами паяемого материала, приводящее к росту прослоек
химических соединений, развитие в паяном соединении диффузионной
пористости, слабая активность газовых сред и флюсов при температуре пайки,
нетехнологичность конструкции паяемых соединений и изделий, развитие
остаточных паяльных напряжений в элементах и паяных соединениях и др.
Однако потенциальные возможности повышения прочности паяных швов
достаточно велики в связи с малым объемом литого металла в паяном
соединении, развитием новых способов пайки и в первую очередь
диффузионной пайки, достижениями в области интерметаллидного упрочнения
сплавов в литом состоянии.

ПАЙКА И ЕЕ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, ТЕХНОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Паяние — процесс соединения твердых металлических тел при помощи
промежуточного металла или сплава в расплавленном состоянии с
последующей его кристаллизацией.
Рисунок 1 — Структура паяных соединений
Пайка золотого
Пайка металла со стеклом

При пайке автономного плавления паяемого материала не
происходит, так как процесс осуществляется при нагреве до
температуры ниже температуры его солидуса. Однако
паяемый металл контактирует с припоем в ином агрегатном
(жидком) состоянии. При этом паяемый металл и припой,
имеющие химическое сродство, представляют неравновесную
систему, так как на их границе существует градиент
концентраций и энергии. Поэтому процессы взаимодействия
материалов при пайке связаны с обменом веществом и
передачей энергии, происходящими специфическим образом.
Такое взаимодействие базируется на взаимодополняющих
феноменологических (макроскопических) и микроскопических
методах анализа. Важнейшим феноменологическим методом
анализа при этом является термодинамика.

Переход термодинамической системы паяемый материал
— припой из неустойчивого состояния в более
стабильное или метастабильное состояние происходит
необратимо и состоит из двух стадий: активируемой и
самопроизвольной неактивируемой. Энергетическим
стимулом первой активируемой стадии перехода
системы в более стабильное состояние при постоянном
давлении р0 и температуре То служит непрерывное
увеличение потенциальной энергии активации на
границе двух фаз за счет кинетической энергии, а второй
неактивируемой стадии — непрерывное уменьшение
термодинамического изобарного потенциала системы
(диффузионная стадия).

ТЕРМИНОЛОГИЯ

Припой — чистый металл или сплав,
применяемый для соединения
металлических деталей при паянии.
Припой должен обладать более низкой
температурой плавления по сравнению
с паяемым металлом.
Припой для
пайки
Инструменты для пайки

ФЛЮСЫ
Флюс – химическое вещество, используемое для
разрушения окисных пленок, улучшения смачиваемости
паянных поверхностей и защиты их от окисления.
Общие требования к флюсам:
1)
должны иметь высокую жидкотекучесть;
2)
должны иметь стабильность химического состава;
3)
должны иметь высокую активность в широком
интервале температур;
4)
улучшать условия смачивания поверхности паяемого
металла расплавленным припоем;
5)
должны предохранять поверхность паяемого металла и
расплавленного припоя от окисления при нагреве в
процессе пайки;
6)
растворять окисные пленки на поверхности паяемого
металла и припоя;
7)
не вызывать сильной коррозии паяного соединения;
8)
не выделять при нагреве ядовитых газов.

ТИПЫ ФЛЮСОВ

1) Твердые порошкообразные флюсы — смеси
различных солей, применяются чаще всего при
паянии тугоплавкими припоями (бура, борная
кислота и их смеси).
2) Жидкие флюсы — водные растворы хлористых
солей (хлористый цинк и хлористый аммония,
спирт, глицерин и т. д.)
3) Газообразный флюс — хлоро-водородный газ,
однако широкого распространения этот флюс не
имеет.
4) Борорганические вещества . При сгорании
этих веществ образуются окислы бора, которые
и выполняют роль флюса.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИПОЕВ

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИПОЕВ
1 класс
2 класс
легкоплавкие —
имеющие
температуру
плавления ниже
400—450° (к
которым относятся
сплавы на
оловянной,
свинцовой,
кадмиевой,
висмутовой и
цинковой основах).
тугоплавкие —
имеющие
температуру
плавления выше
450—500° (сплавы
на медной,
серебряной, золотой,
алюминиевой,
магниевой и
никелевой основах).

Элементы паянного соединения

ЭЛЕМЕНТЫ ПАЯННОГО СОЕДИНЕНИЯ
1) зазор между соединяемыми
поверхностями;
2) галтель – валик припоя вокруг паянного
соединения, образуемый после пайки;
3) паяный шов.

Процесс образования паяного шва

ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ
ПАЯНОГО ШВА
Стадии процесса:
1) механическая зачистка поверхности изделия;
2) обезжиривание;
3) травление кислотами;
Иногда изделия перед паянием предварительно лудятся.
4) расплавление припоя;
5) растекание жидкого припоя по поверхности твердого металла и
заполнение паяемого шва;
6) растворение основного металла у шва в жидком припое и взаимная
диффузия металлов;
7) охлаждение и кристаллизация припоя в паяном шве;
8) обработка соединения после пайки (удаление лишнего припоя,
флюса);
9) сборка.

Вспомогательные процессы при пайке

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПРИ
ПАЙКЕ
При пайке шов должен быть обязательно
прогрет до температуры начала
плавления припоя (температуры солидуса).
Одновременно с прогревом паяного шва
обычно происходит и расплавление припоя.

Лужение под пайку

ЛУЖЕНИЕ ПОД ПАЙКУ
Лужение
— нанесение тонкого слоя
расплавленного
олова
на
поверхность
металлических
изделий.
Лужение
производится для защиты металла от
коррозии или для подготовки к пайке
(лужёная поверхность лучше смачивается
припоем).
Металл, наносимый на поверхность изделия,
называется полудой.
Лужение чаще всего выполняется при
подготовке деталей к паянию, а также для
предохранения
изделий
от
ржавления
(коррозии). Иногда лужение производится для
специальных целей, например перед заливкой
подшипников.
В качестве полуд применяется чистое олово,
а для неответственных деталей олово
иногда заменяют более дешевым сплавом,
состоящим из 5 частей олова и 3 частей
свинца. Сплавы (оловянно-свинцовые) нельзя
применять при лужении посуды для пищи.
Лудят
двумя
способами:
натиранием
(большие изделия) и погружением (небольшие
изделия) в расплавленную полуду.
Процесс лужения состоит из трех основных

Подготовка поверхности к лужению

ПОДГОТОВКА ПОВЕРХНОСТИ К
ЛУЖЕНИЮ
Поверхность, подлежащая лужению,
должна быть тщательно очищена от
грязи, окалины, жиров и т. д.
Очистка поверхности изделия
производится до металлического блеска
при помощи шабера, напильника,
наждачной бумаги, кордовых щеток и т. д.
Большие поверхности для облегчения
работы травят разбавленной соляной или
серной кислотой.

ОБЕЗЖИРИВАНИЕ

Обезжиривание- процесс удаления жиров и масла с
поверхности металла.
Обезжиривание в органических растворителях
Детали погружают в ванну с бензином или керосином и
затем волосяной щеткой очищают их поверхность.
Окончательная очистка производится во второй ванне с
более чистым растворителем.
Затем протирают поверхности паяемого шва
волосяными щетками, смоченными разведенной до
кашицеобразного состояния венской известью.
При выполнении травления и нейтрализации следует
работать в резиновых перчатках, фартуке и защитных
очках во избежание ожогов и порчи одежды.

Травление металлов

ТРАВЛЕНИЕ МЕТАЛЛОВ
Удаление с поверхности металлов
окислов, ржавчины и окалины в
растворах кислот, солей или щелочей
называется травлением. Травление
осуществляется химическим и
электрохимическим способами.

Химическое травление

ХИМИЧЕСКОЕ ТРАВЛЕНИЕ
Химическое
травление
стальных
изделий
выполняется
путем
погружения изделий в раствор серной
или соляной кислот. При погружении
изделия в растворы кислот во
взаимодействие с ними вступают не
только имеющиеся на поверхности
металла окислы, но и металлическое
железо.

Электролитическое травление

ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЕ ТРАВЛЕНИЕ
Очистка изделий методом
погружения в травильную
ванну в большинстве случаев
требует значительного
времени. Для ускорения
процесса очистки
применяется
электролитический способ
травления, при котором
изделие помещают в
качестве анода (анодное
травление) или катода
(катодное травление) в
электролитическую ванну.
1 — ванна, 2 — катод, 3 — анод,
4 – электролит
Рисунок 2 –
Электролитическое

СБОРКА И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ ПЕРЕД ПАЙКОЙ

Во избежание смещения и
перекосов сборных деталей при
транспортировке и пайке они
должны быть прочно скреплены
друг с другом.
Для скрепления применяются
различные вспомогательные
жесткие приспособления,
поддерживающие устройства,
используется точечная сварка,
развальцовка, обжимка, клепка,
насечка, плотная посадка и т. п.

ТИПЫ ПАЯНЫХ СОЕДИНЕНИЙ

соединения
внахлестку;
• соединения встык;
• в ус;
• ступенчатый шов;
• тавровые;
• угловые;
• комбинации
стыкового
соединения
• телескопические.
Рисунок 3 – Типы паяных соединений

Структура паяного соединения

СТРУКТУРА ПАЯНОГО СОЕДИНЕНИЯ
1, 5 – соединяемые детали;
2 , 4 – зоны диффузии; 3 – припой
Рисунок 4 – Структура паяного соединения

ПАЯЛЬНИКИ

Основным инструментом при пайке легкоплавкими
припоями служит паяльник. Простейший паяльник
представляет собой медный брусок, заостренный с одной
стороны и насаженный на стальной стержень с ручкой .
Такой паяльник нагревают паяльной лампой, на газовой
плите, примусе
Электрический паяльник, у которого подогрев постоянный,
изображен на рисунке 5.
Рисунок 5 — Паяльник
Рисунок 6 – Паяльник импульсный
для ручного монтажа радиосхем
Рисунок 7 — Портативный плазменный
аппарат Мультиплаз-2500М предназначен для
ручной плазменной разделительной резки,
сварки, пайки

ГАЗОВАЯ ГОРЕЛКА ДЛЯ ПАЙКИ МЕТАЛЛОВ

Горелка (рисунок 8) состоит из
двух трубок, вставленных одна в
другую. Диаметр внутренней
трубки 1 — 1 — 5 мм с
толщиной стенок 1 мм; трубка
на конце завальцовывается до
отверстия 1 — 1,5 мм и
затачивается на конус. Внешняя
трубка 2 тоже
завальцовывается на конце до
отверстия 3—4 мм (ее
внутренний диаметр 10—12 мм).
Внутренняя трубка, в которую
подается бытовой газ,
передвигается в заднем торце 3 и
специальной звездочкой 4,
которая плотно посажена в
середине внешней трубки. Воздух
подается во внешнюю трубку
через отросток 5.
Передвижением внутренней
Рисунок 8 – Газовая горелка
для пайки металлов

Флюс для пайки для золотой

Как сделать флюс из канифоли и растворителя для пайки

Для лужения проводов перед пайкой используется флюс. Это, может быть, канифоль или кислота, а также любой другой флюс, главная задача которого убрать оксидную пленку и воспрепятствовать дальнейшему её образованию на поверхности металла. В общем, флюсов для пайки на сегодняшний день существует великое множество.

И, безусловно, одним из самых популярных уже многие годы остается обычная сосновая канифоль. Паять с канифолью просто и безопасно в виду её природных составляющих. Единственным недостатком являются некоторые сложности работы с канифолью в твёрдом виде.

Куда проще паять жидкой канифолью: такой флюс попадает в самые труднодоступные места платы, он имеет великолепную растекаемость. И если вдруг под рукой не оказалось флюса жидкой консистенции, то, не беда. В сегодняшнем обзоре сайта https://svarkapajka.ru/ вы узнаете, как сделать самый дешевый флюс из канифоли, который по своему качеству ничем не будет уступать заводскому аналогу.

Как сделать флюс из канифоли и растворителя

Сделать простой флюс из канифоли, как в этой статье, можно всего лишь за каких-то пару минут. При этом по своему качеству он ничем не будет отличаться от дорогого импортного флюса на жидкой основе, за исключением разве что острого запаха. Для приготовления представленного флюса в этой статье потребуется как минимум 646 растворитель или кому не жалко, этиловый спирт.

Флюс для пайки для золотой

Итак, в первую очередь нужно хорошо размельчить канифоль, практически в порошок. Таким образом, канифоль быстро растворится в жидкости и её не придётся в дальнейшем повторно перемешивать. Для измельчения канифоли можно взять небольшую ступку или другое подходящее приспособление. Крошится канифоль хорошо, поэтому с данным процессом сложностей возникнуть не должно.

Заготовив нужное количество порошка, примерно 50% от количества жидкости, можно приступать к разбавлению канифоли в спирте или растворителе. Чтобы канифоль полностью растворилось лучше немного подогреть самодельный флюс. Так можно полностью избавиться от лишних комков.

Флюс для пайки для золотой

Чтобы флюс не имел резкого и неприятного запаха, вместо 646 растворителя можно использовать чистый спирт. В таком случае паять можно будет прямо в квартире и, не надевать для этих целей противогаз. В итоге соседи вам скажут спасибо.

Проверка и испытание самодельного флюса

Чтобы проверить, что самодельный флюс из канифоли действительно работает, достаточно взять паяльник, зачистить провода и начать паять. Нанесите небольшое количество жидкого флюса кисточкой на провод, а затем поднесите к нему разогретое жало паяльника с оловом.

Флюс для пайки для золотой

Легкой прикосновение жалом к проводу, и вот, припой уже красуется на его поверхности, никуда не стекает и не сворачивается капелькой. Флюс действительно стоящий, а на его приготовление было затрачено не больше 10 минут и 50 рублей.

Флюс для пайки для золотой

Всем пока и удачной пайки!

Оцените статью
Про пайку
Добавить комментарий