Германия reich

Германия reich Инструменты
Содержание
  1. Вклад Тыла Красной Армии
  2. Юнкерсы были эффективны против советских танков
  3. МТО ВС РФ 01 2024
  4. Антон Вячеславович БЫЧКОВ
  5. Ирина Юрьевна БОРЩЕВСКАЯ
  6. Лев Валентинович ВОРУШИЛИН
  7. Вклад Тыла Красной Армии
  8. Операция Искра и прорыв блокады Ленинграда
  9. Подготовка к эксплуатации Ладожской ледовой трассы
  10. Восстановление движения по Дороге жизни
  11. Подготовка к наступательной операции
  12. Подготовка к операции
  13. Организация снабжения
  14. Обеспечение продовольствия и топлива
  15. Запасы для операции
  16. Главное для операции
  17. Значение операции Искра
  18. Строительство Дороги Победы
  19. Фото 3. Строительство железнодорожной линии Шлиссельбург – Поляны. 1943 год
  20. Поставки по железной дороге
  21. Дорога Победы
  22. Список использованных источников
  23. Потери и новые оборонительные позиции
  24. Встреча с немецкими танками
  25. Необходимость усиления обороны
  26. Контрудар, который привел к катастрофе
  27. Контрудар

Вклад Тыла Красной Армии

После первого массированного налета немецких пикирующих бомбардировщиков 22-го июня 1941 года командиры 30-ой танковой дивизии РККА осознали, что в современной войне невозможно действовать успешно, без прикрытия авиации.

Юнкерсы были эффективны против советских танков

МТО ВС РФ 01 2024

Антон Вячеславович БЫЧКОВ

Доктор военных наук, доцент, начальник НИИ (ВСИ МТО ВС РФ) Военной академии МТО им. генерала армии А.В. Хрулёва, полковник

Ирина Юрьевна БОРЩЕВСКАЯ

Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник НИИ (ВСИ МТО ВС РФ) Военной академии МТО им. генерала армии А.В. Хрулёва

Лев Валентинович ВОРУШИЛИН

Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник НИИ (ВСИ МТО ВС РФ) Военной академии МТО им. генерала армии А.В. Хрулёва, подполковник запаса

Вклад Тыла Красной Армии

Рисунок 1. Обстановка у г. Ленинграда с указанием действующих коммуникаций. Осень 1941 года

Таблица 1Нормы довольствия частей Ленинградского фронта и подразделений военизированной охраны города Ленинграда на 1 октября 1941 года (гр/сут на человека)
Организация питания бойцов на переднем крае была следующей: приготовленная в батальонных кухнях горячая пища доставлялась на передний край, как правило, два раза в сутки в сумеречное время – на рассвете и вечером, с наступлением темноты. При невозможности доставки горячей пищи военнослужащим выдавался сухой паек – сухари, консервы в жестяных банках, сахар, чай, соль, пищевые концентраты (фото 1).
Читайте также:  Паяльник для полипропиленовых труб

Фото 1. Советские солдаты принимают пищу на боевых позициях. Русло реки Дубровка, район переправы на плацдарм Невский пятачок. Осень 1941 года

Рисунок 2. Схема навигации по Ладожскому озеру. Осень 1941 года

Рисунок 3. Схема действующей ледовой дороги зимой. 1941–1942 годы

Фото 2. Строительство подводного трубопровода на Ладожском озере. 1942 год

Рисунок 4. Пояснительная записка к проекту и схема строительства ладожского бензопровода

Операция Искра и прорыв блокады Ленинграда

В период с августа по ноябрь 1942 года по дну Ладоги были проложены также пять линий силового кабеля и одна линия телефонной связи. С декабря на вмороженных в лед опорных столбах с изоляторами смонтировали еще одну дополнительную электролинию.

Подготовка к эксплуатации Ладожской ледовой трассы

В октябре 1942 года началась подготовка к эксплуатации Ладожской ледовой трассы зимой. В ГКО также был одобрен проект организации регулярного железнодорожного сообщения по льду озера (его прекратили после прорыва блокады в январе 1943 года).

Восстановление движения по Дороге жизни

19 декабря движение автотранспорта по Дороге жизни вновь открылось.

Подготовка к наступательной операции

В течение 1942 года тыл Ленинградского и Волховского фронтов обеспечивал подготовку и проведение Любанской и Синявинской наступательных операций, результаты которых оказались, однако, неудовлетворительными.

К ноябрю был разработан замысел новой, Шлиссельбургской наступательной операции под кодовым названием Искра, целью которой был возврат территорий южнее Ладожского озера. Это позволило бы установить устойчивую сухопутную связь осажденного Ленинграда со страной.

Подготовка к операции

Все силы фронта и города были брошены на подготовку к проведению наступательной операции.

В последнем квартале 1942 года промышленные предприятия Ленинграда увеличили выпуск продукции военного назначения почти на 600 % по сравнению с первым.

Организация снабжения

Тыловые органы определяли задачи тылового и технического обеспечения проведения наступления, формировали запасы материальных средств.

Так, тылом Волховского фронта по железной дороге было перевезено и выгружено более 300 эшелонов (11 562 вагона).

С фронтовых складов Ленфронта к 24 декабря 1942 года было отгружено для 67-й армии 493 вагона (99 % потребного количества) боеприпасов – 1,5 б/к в войсковой тыл, 2 б/к на армейские склады.

Обеспечение продовольствия и топлива

Топлива в войсковое звено было поставлено 3 заправки для танков, 2 заправки для автомашин (одна в баках, одна в таре).

Запасы на полевых складах составляли 1040 т, продовольствия было отгружено 324 вагона – 10 сутодач в войсках (из них 2 сутодачи сухим пайком при военнослужащем), 4 сутодачи сухим пайком на грунте в войсковом тылу (фронтовой запас), 3 сутодачи на армейских полевых складах.

Запасы для операции

В ходе проведения операции в январе 1943 года снабженцы Ленинградского фронта обеспечили запас боеприпасов в количестве 5 б/к в войсках и армейских складах, а также формирование дополнительного резерва фронта объемом 2 б/к.

Главное для операции

Запасы ГСМ определялось иметь в количестве 5 заправок (из расчета на 14 суток боевых действий), из них 1 заправка в баках техники и автомашин, 1 заправка в возимой таре, 2 заправки в войсковом и 1 в армейском звене, а также 2 заправки фронтового НЗ.

Продовольствие содержалось в количестве 2 сутодач сухого пайка у военнослужащих, 10 сутодач – на складах частей и соединений, 10 сутодач – на армейских складах.

Запас медицинского имущества создавался из расчета на 15 дней ведения боевых действий. В 67-й армии была создана госпитальная база на 8 тыс. мест.

Значение операции Искра

Считается, что операция Искра стала переломным моментом в битве за Ленинград, поскольку с этого времени стратегическая инициатива на северо-западном направлении окончательно перешла к Красной Армии.

Значение прорыва блокады трудно переоценить, ведь уже с середины февраля 1943 года нормы питания войск и ленинградцев были повышены до продовольственных норм, установленных в остальных регионах страны.

Этот результат был достигнут строительством в самые сжатые сроки железной и автомобильной дорог по южному берегу Ладоги.

Строительство Дороги Победы

Строительные работы железнодорожной линии, которая получила название Дорога Победы, начались 22 января 1943 года одновременно и с запада, и с востока и велись по упрощенным технологическим условиям. Уже 7 февраля 1943 года на Финляндский вокзал пришел первый поезд с Большой земли.

Фото 3. Строительство железнодорожной линии Шлиссельбург – Поляны. 1943 год

Прорыв блокады Ленинграда не только коренным образом улучшил положение его защитников и жителей, но и укрепил веру в скорую победу над врагом, который по-прежнему продолжал осаждать город, а также беспрепятственно подвергал его транспортные коммуникации постоянным обстрелам и авианалетам.

Поставки по железной дороге

В 1943 году верховное командование вермахта не считало возможным проведение крупномасштабной операции под Ленинградом. Блокада Ленинграда продолжалась, но подготовка к окончательному снятию блокады была осуществлена. Регулярные поставки из центральных регионов страны сделали возможной эту подготовку.

С началом железнодорожного сообщения через Ладожское озеро стало ясно, что коммуникация через него обретает большое значение. Чтобы избежать систематических обстрелов поездов, 22-го мая 1943 года был построен обходной железнодорожный путь протяженностью 18 км, который был введен в эксплуатацию.

Дорога Победы

Дорога Победы с обозначением участков, подвергаемых нападению противником

Чтобы защитить новую железнодорожную линию, были разработаны планы для обеспечения безопасности пути. Рисунок 5 показывает участки, которые находились под постоянным нападением противника.

Список использованных источников

  1. Солсбери Г. 900 дней. Блокада Ленинграда. М.: Издатель Пресс, 1996. 592 с.
  2. Гёрлиц В. Свидетельства генерал-фельдмаршала Фридриха Паулюса. 1939–1943. М.: Центрполиграф, 2012. 380 с.
  3. Материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил СССР в важнейших стратегических операциях Второй мировой войны. Т. 1. СПб.: ВАМТО, 2020. 365 с.
  4. Волкотрубенко И.И. Великая Отечественная война в цифрах артиллерийского снабжения (реферат-справочник). М.: ГРАУ, 1975. 67 с.
  5. Кириченко А.В., Мартыненко И.В., Махонько П.Ф. и др. История военных сообщений Российской армии. М., 2015. 512 с.
  6. Поздышев С.Н. Железнодорожные войска Советской Армии. М.: Воениздат, 1959. 181 с.
  7. Ковальчук В.М. Ленинград и Большая земля. Л.: Наука, 1975. 327 с.

Потери и новые оборонительные позиции

Четырнадцать боевых машин Т-26 было потеряно в результате налета. Более 40 грузовых автомобилей загорелись в огне. Стрелковые и артиллерийские подразделения 30-ой танковой дивизии начали оборудование новых оборонительных позиций.

Эти новые тактики позволили задержать наступление немецкого 47-го моторизованного корпуса. Штаб четвертой армии планировал создание эшелонированного оборонительного рубежа, который включал в себя противотанковые позиции. Начались скоординированные действия со штабами других дивизий. Начальники корпусного и армейского уровня прибыли для координации операций.

Встреча с немецкими танками

Адъютант командира 30-го разведывательного батальона лейтенант Власовец, вместе с тремя бойцами смог взять в плен двух немецких танкистов из подбитого немецкого танка и принести сумку с документами. После этого стало понятно, что 30-ой танковой дивизии противостоит моторизованный корпус в составе 17 и 18-ой танковых дивизий и средствами усиления. Всего это было почти 450 танков, две трети из которых значительно опережали по своим параметрам, даже модернизированные танки Т-26, которых в 30-ой дивизии были единицы.

Танковые колонны вермахта двигались от границы.

Необходимость усиления обороны

По мнению командира советской танковой дивизии Семена Богданова, его соединению срочно требовалось усиление пехотой и артиллерией, чтобы удержать рубеж. Пехотные части можно было сформировать из отступающих в этом направлении боевых групп 6-ой и 49-ой стрелковых дивизий РККА. К трем часам их было уже около трех тысяч, но были проблемы со стрелковым оружием и боеприпасами. Но это были решаемые задачи, так как в 20 километрах восточнее рубежа обороны находились окружные склады.

Контрудар, который привел к катастрофе

Когда изучаешь события 22-го июня 1941 года в районе Бреста, то поражает одно, то, что к 18.00 на дуге Каменец-Жабинка-русло реки Мухавец смогла закрепиться достаточно большая часть войск РККА. В её составе было несколько сборных пехотных групп, численностью до полка каждая, из состава бойцов 28 стрелкового корпуса, 49 стрелковой дивизии, несколько дивизионов артиллерии калибра 122 и 152 мм с конной и механической частью, два саперных батальона и мелкие подразделения ПВО, НКВД.

Информация о состоянии оборонительной линии РККА.

Контрудар

Генеральный штаб требовал контрудар. Основной силой были подошедшие в районы сосредоточения полки 22-ой танковой и 30-ой танковой дивизий РККА. В их составе имелось более 250 танков Т-26 и больше половины состава стрелковых батальонов. В защищенных командных пунктах находились сразу два штаба корпуса, которые имели проводную связь с Кобрином и Минском и работающие мощные радиостанции. При помощи местного населения начали отрывать огневые позиции. Окружные склады в Кобрине ломились от боеприпасов, продуктов питания, амуниции.

Два склада ГСМ способны были в течении месяца снабжать остатки армии горючим. В течении суток на рубеж могли прибыть 205-ая моторизованная дивизия из Березы-Картузской, 20 мотоциклетный полк из Дрогичина, объединенный полк Кобринского бригадного района ПВО, полк НКВД, сформированный из истребительных батальонов. В течение двух суток можно было ожидать 55-ую стрелковую дивизию и артиллерийский полк особой мощности.

С артиллерий было сложнее, но тоже решаемо. Кроме тридцати противотанковых и полковых орудий, была возможность быстро подтянуть два дивизиона 122- мм гаубиц, которые находились в летних лагерях в районе Каменца, примерно в 11 километрах восточнее расположения основных сил советской танковой дивизии. Полковник Тутаринов — начальник штаба 14-го механизированного корпуса к четырем часам дня 22-го июня 1941 года составил план обороны по дуге от Каменца до Жабинки с подключением отступающих пехотных частей и двух батальонов 205 моторизованной дивизии РККА. Основные части дивизии должны были оборудовать запасной рубеж обороны.

Создание оборонительного рубежа

Но все это было актуальным до 18.00 22-го июня 1941 года. Директива наркомата обороны о нанесении силами дивизии удара в составе танковой группировки в район Высоко-Литовска поставил крест на оборонительных планах командования армией и фронтом. Вместо укрепления позиций и срочного создания еще одного рубежа обороны слабым советским частям было приказано атаковать противника, невзирая на его явное превосходство.

Оцените статью
Про пайку
Добавить комментарий