- Что делать, если клемма начала разрушаться или окислена
- Если клемма обломалась до самого основания
- Выбор флюса
- Зачем соединять аккумуляторы
- Зачистка клемм и проводов
- Использование самодельного жала
- Как восстановить клемму на аккумуляторе своими руками: как напаять или наплавить
- Как правильно паять
- Как правильно соединить два аккумулятора?
- Как припаять батарейку
- Как спаять аккумуляторы
- Какие типы акб можно паять
- Объявления на нн.ру — техника
- Однако, нужно определиться со способами подключения двух аккумуляторов друг к другу
- Паяльная паста для пайки без паяльника особенности применения
- Принципы работы химического источника питания
- Профилактика
- Способы соединений батареек
- Техника проведения
- Фольга как способ пайки
- Чем паять батарейки?
Что делать, если клемма начала разрушаться или окислена
При незначительных повреждениях в виде мелких раковин, следов искрения, появления солей или кристаллов сульфатации необходимо зачистить поверхности полюсного вывода. Восстановление выполнить лучше всего полоской наждачной бумаги, которую оборачивают вокруг неё, и зачистить поверхность от изъянов.
Диаметр полюсов нельзя уменьшать более чем на 1 мм, чтобы перемычки, что на проводах, смогли плотно обхватывать их. Если снятие такого слоя свинца не позволяет убрать большинство раковин, то далее можно уменьшить диаметр еще на 2–3 мм, но при этом, возможно, придётся доработать зажим. Либо приобрести другой, с более широкой прорезью.
Зажим, как правило, представляет собой хомут в виде кольца с прорезью, через которую проходит стягивающий болт с гайкой. Зажим рассчитан на стандартные выводы полюсов, диаметром 19, 5 мм у « » и 17,9 мм у «-«. Если прорезь узкая, то такой хомут не сможет зажать клемму, меньшую в диаметре на 2–3 мм.
Нужно будет увеличить прорезь, срезав или сточив часть металла с зажима.
Стандартные размеры двух типов клемм
Но есть и другой вариант. Для увеличения диаметра на вывод можно напаять оловянно-свинцовый припой ПОС 30. Цифра 30 указывает процент содержания олова в припое. Оставшийся процент припоя приходится на свинец. Температура плавления такого припоя 256 °C.
Напаивание полюса припоем можно использовать при частичном выпадении крупных фрагментов, заполняя пустоты припоем.
При небольших повреждениях можно использовать электропроводящую смазку, которая улучшит контакт между зажимом и полюсом и снизит сопротивление контакта. При этом смазка будет препятствовать новому окислению перемычек и зажимов.
Если клемма обломалась до самого основания
В этом случае необходимо напаять новый вывод полюса. Как напаять клемму? Ремонт её можно выполнить двумя способами: напаять с применением паяльника или наплавить, залив в подготовленную форму жидкий, расплавленный свинец.
Для пайки можно использовать 100- или 150-ваттный электрический паяльник. Дополнительно понадобится паяльный жир или канифоль.
Можно ли варить клемму сварочным аппаратом? Это вполне возможно. Для пайки сварочным аппаратом следует приготовить угольный электрод диаметром 5–10 мм. Для этого вполне подойдёт угольный стержень из большой круглой батарейки типа 343, например, на 1,5 В.
Саму варку следует выполнять на малых токах, достаточных для плавления свинца или припоя. Чем меньше ток, тем меньше вероятность перегрева электролита и пластиковой крышки батареи. Нужно позаботиться о надёжном контакте формы с минусом сварочного аппарата.
Форма клеммы в специальной оправе с ручкой
Паять можно чистым свинцом, но клемма получится хрупкой и может снова отпасть. Лучше это делать припоем ПОС 30. За счёт присутствия олова такой полюс будет иметь большую механическую прочность.
Для придания дополнительной жёсткости выводу, чтобы вывод не отваливался, можно использовать пару стальных шурупов. Их вворачивают в оставшийся обломок, на глубину не более 10 мм, чтобы избежать сквозного проникновения в батарею. Иначе кислота быстро разъест сталь. Шляпки шурупов удаляют.
Перед началом пайки следует зачистить поверхность оставшегося обломка металлической щёткой, установленной на дрель, или вручную.
Паяльник перед началом пайки должен быть хорошо прогрет и уверенно обеспечивать температуру плавления свинца или припоя. При слабом паяльнике можно применить припой с большим содержанием олова, температура плавления которого ниже, например, ПОС 40, 50 или 60.
Во время пайки необходимо не допускать перегрева и вскипания электролита. В качестве превентивной меры можно форму обложить раствором гипса или алебастра.
Обмазка формы для предотвращения локального перегрева
Напайка начинается с установки формы на место полюса. Далее, угольным электродом или жалом паяльника прогревается обломок до оплавления его верхней части. При этом добавляется паяльный жир или канифоль для лучшего соединения новой порции припоя с основанием клеммы.
Если температура электролита достигает опасной величины, близкой к кипению, процесс приостанавливается. На качество пайки это не повлияет. После остывания электролита пайка возобновляется.
Когда форма будет заполнена полностью, пайку прекращают. Новой клемме надо дать остыть и отвердеть. В завершение её обрабатывают режущим инструментом для придания правильной формы и шлифуют. Подрезать свинец можно ножом, стамеской, стачивать напильником.
При наплавке операции всё те же, что и при напаивании. Но только в форму не подкладываются отдельные кусочки, а заливается сразу весь необходимый объём заранее расплавленного металла. В этом случае очень высока вероятность вскипания электролита. Чтобы не допустить этого, стоит перед заливкой формы уложить вокруг неё гипсовый раствор с большим содержанием воды.
Очень важно проводить восстановление на остывшем, а ещё лучше — охлаждённом аккумуляторе. Вскипание электролита может привести к разрыву батареи.
Выбор флюса
Флюс выбирается исходя из спаиваемых материалов. Если шинку можно подобрать из любого металла, легко поддающегося пайке (медь, латунь, никель) и лудить ее с помощью составов на основе канифоли, то корпус аккумуляторного элемента придется паять, каков он есть.
Самый лучший вариант – если есть неисправный элемент, предназначенный в утилизацию. На нем можно потренироваться – опробовать флюс. На заменяемой банке проводить тесты не стоит – при неоднократной перепайке аккумулятор несложно перегреть.
Исходя из накопленного опыта, корпуса аккумуляторов легко паяются кислотными флюсами, поэтому, если нет возможности подобрать расходный материал, это беспроигрышный вариант. Но у них есть недостаток – незамеченные и неудаленные брызги кислоты со временем вызывают коррозию (за исключением ортофосфорной кислоты).
Зачем соединять аккумуляторы
Аккумулятор, как и конденсатор, может накапливать энергию. В отличие от простой гальванической батареи, где химические реакции, при которых происходит выработка электроэнергии, необратимы, аккумулятор можно зарядить. При этом ионы разводятся друг от друга, и внутренняя химия аккумулятора взводится, как пружина.
Все хорошо, только у аккумулятора количество энергии, которое он способен выработать после полной зарядки, зависит от его общей массы. А масса зависит от исполнения — есть стандарты, и по этим стандартам и делаются аккумуляторы. Хорошо, когда потребление электроэнергии точно так же стандартизовано.
Например, когда имеется автомобиль, который берет определенное количество электричества для пуска двигателя. Ну, и для других своих нужд — подпитки автоматики на стоянке, питания замков с противоугонными устройствами и т.д.
А в других областях, где требуется стабильное постоянно напряжение, запрос по параметрам питания гораздо шире и разнообразнее. Поэтому, имея однотипные и строго одинаковые аккумуляторы, можно думать и об использовании их в разных сочетаниях, и более эффективных способах зарядки, чем банально заряжать их все по очереди.
Зачистка клемм и проводов
Указанные процедуры также включают в себя приготовление необходимого расходного материала, включая такие важные компоненты, как припой, канифоль и флюсовая смесь.
Наиболее сложный и ответственный момент предстоящих работ – зачистка клеммы батарейки, к которой предполагается припаять соединительный провод. Указанная процедура может показаться простой только для тех, кто ни разу не пытался этого сделать.
Проблема в данном случае состоит в том, что алюминиевые контакты источников питания (пальчикового или другого типа – неважно) подвержены окислению и постоянно покрыты мешающим пайке налётом.
Для их зачистки и последующей изоляции от воздуха потребуются:
- наждачная бумага;
- медицинский скальпель или хорошо отточенный нож;
- легкоплавкий припой и флюсовая нейтральная добавка;
- не очень «мощный» паяльник (не более 25-ти Ватт).
После того, как все указанные компоненты приготовлены – необходимо проделать следующие операции. Во-первых, нужно аккуратно зачистить место предполагаемой пайки, используя сначала скальпель или нож, а затем мелкую наждачную шкурку (она обеспечит более качественное удаление плёнки окислов с контактной зоны).
Параллельно с этим такой же зачистке должна подвергнуться оголённая часть подпаиваемого провода.
Сразу же после подготовки следует перейти к защитной обработке клемм пальчиковой или любой другой батарейки.
Использование самодельного жала
Для экономии средств многие мастера решают создать самодельное жало. Принцип работы паяльника достаточно прост:
- Есть нагревательный элемент, который получает питание от сети энергоснабжения.
- Тепло передается жалу, которое имеет заостренную форму.
- При контакте наконечника с обрабатываемым материалом он разогревается и становится пластичным.
Изготовить самодельную конструкцию можно следующим образом:
- Требуется кусок медного провода, который имеет диаметр около 0,5 см. В качестве жала может применяться проводник, один конец которого затачивается под углом 45 градусов. Требуется и небольшой кусок ткани, устойчивый к воздействию температуры.
- Один из концов кабеля изолируется. Он будет использоваться в качестве рукоятки. Часто в качестве изоляционного материала применяется стеклоткань. Фиксация проводится при помощи термостойкого клея.
Самодельное жало
Пайка без паяльника может проводится при применении источника огня, к примеру, газовая плита. При помощи огня наконечник разогревается, после чего нужно коснуться припоя или канифоля. За счет применения специального материала наконечник залудится и жало можно будет использовать в качестве паяльника.
Как восстановить клемму на аккумуляторе своими руками: как напаять или наплавить
Современные аккумуляторы — надёжные источники энергии. Но и у них возможны проблемы с клеммами. Ведь изготавливаются они из мягкого легкоплавкого металла — свинца. И ситуация, когда у вполне работоспособного аккумулятора обламывается вывод, не редкость. Как восстановить клемму на аккумуляторе своими руками — тема нашей статьи.
Подбор формы вывода на аккумулятор с неисправными клеммами
Самые распространённые автомобильные аккумуляторные батареи — свинцово-кислотные. Называются они так, потому что в гальванических парах используется свинец. Батареи из пластин соединены между собой свинцовыми перемычками, а у крайних перемычек имеются наружные выводы полюсов — так называемые клеммы. Они служат для подключения электрооборудования автомобиля.
Главное назначение АКБ — запуск двигателя. Величина пусковых токов в несколько сотен ампер, особенно если происходит запуск холодного двигателя, в неблагоприятных условиях. Поэтому на всех аккумуляторах указан пусковой ток при окружающей температуре -18 °C, который он должен обеспечить. Как правило, эта величина в 9–10 раз превышает ёмкость стандартной АКБ.
Указанные на них значения в 500, 630, 680, 740 ампер, обычные параметры.
При таких токах вполне возможно повреждение клеммы, если не обеспечен надёжный контакт с зажимом по всей поверхности. В местах слабого контакта возможно искрение, местный перегрев металла и оплавление полюса или появление раковин. Для сравнения: ток электросварки от 60 до 240 ампер при напряжении во время горения дуги от 30 до 18 вольт.
Искрение на не затянутом хомуте клеммы
Неудивительно, что металлические зажимы, обеспечивающие присоединение провода к выводу АКБ, буквально привариваются к ним. Неопытные водители, пытаясь снять контактный зажим, расшатывают его вместе с клеммой или пытаются повернуть зажим вокруг неё и обламывают вывод аккумулятора.
Мягкий свинец не способен противостоять изгибам и кручению. Кроме того, при расшатывании она отслаивается от пластмассового корпуса батареи, сквозь который проходит. В образовавшиеся микротрещины проникают пары серной кислоты, которые усиливают коррозию зажимов.
Появление коррозии приводит к увеличению сопротивления в месте контакта зажима и вывода, и это ухудшает электропроводность в месте контакта.
Восстановление клеммы аккумулятора можно выполнить самостоятельно. В зависимости от степени повреждений выбирают один из нескольких способов.
Как правильно паять
В первую очередь, поверхности для пайки надо подготовить:
- удалить видимые загрязнения, отмыв место будущего контакта органическими растворителями;
- если грязь и коррозию смыть не удастся, их придется счистить мелкой наждачной шкуркой;
- место пайки надо обезжирить спиртом.
Далее поверхности надо предварительно облудить. Для этого на всю спаиваемую поверхность надо обильно нанести слой флюса. Жидкий или мягкий флюс наносится кисточкой или выдавливается из тюбика. Твердый флюс (канифоль и т.п.) надо расплавить паяльником, перенести каплю расплава на место пайки и покрыть всю площадь пятна. Жалеть флюс не надо – излишки потом легко удалить растворителем, а недостаток не позволит качественно облудить проводник.
Далее на жало паяльника надо набрать каплю припоя, перенести ее на облуживаемую поверхность и, прогревая участок, растереть по всей площади контакта так, чтобы припой прилип к поверхности. Для проверки можно поддеть покрытие ногтем или тонкой отверткой (после остывания!) – отслаиваться припой не должен.
Припоя должно быть достаточно для создания ровного покрытия, излишков допускать не надо – контакт от этого надежнее не будет. Понимание необходимого количества приходит с опытом.
Облуженные поверхности надо приложить друг к другу и быстро и точно прогреть паяльником. После того, как жало будет убрано, двигать детали до полного затвердевания припоя нельзя. Если не получилось – пайку надо повторить. Чтобы ускорить остывание, после отъема паяльника на место спайки надо сильно подуть.
Рекомендуем ознакомиться:Как реанимировать старые аккумуляторы шуруповерта
В завершении серия видеороликов о пайке.
Качество паяного соединения во многом определяется квалификацией мастера. Поэтому перед началом сборки батареи лучше потренироваться на обрезках металла и подобрать расходные материалы для достижения наилучшего качества. Тогда батарея проработает долго и не подведет в самый неподходящий момент.
Как правильно соединить два аккумулятора?
Для успешного осуществления данной операции стоит следовать следующим советам:
- Необходимо, чтобы и первый и второй аккумулятор были в идеальном состоянии. Как известно, аккумуляторные батареи, после определенного числа циклов заряда и разряда, начинают портиться, приходить в негодность, и как следствие, быстрее разряжаться. Если подключить к новому аккумулятору старый, то старый аккумулятор будет «поглощать» энергию из нового, и в конечном итоге оба элемента питания будут разряжены. Это же, в свою очередь, не позволит завести силовой агрегат.
- Следует использовать коммутатор для второго аккумулятора. Это устройство позволит использовать энергию первого аккумулятора, но позволит сохранить заряд второй зарядной емкости. Это же позволит всегда оставаться уверенным в том, что можно будет спокойно «сесть и уехать».
- Для того, чтобы не пострадала электропроводка транспортного средства, стоит использовать более мощный генератор, или же установить еще один.
- Аккумуляторные батареи должны быть примерно одинаковой мощности, если же батареи будут разной мощности, то это может привести к выходу из строя элементов питания.
- Необходимо использовать короткие шнуры для соединения аккумуляторных батарей, тогда процесс работы этих аккумуляторов будет наиболее эффективным.
Итак, постаравшись соблюсти данные рекомендации, можно cделать свой досуг на природе, на рыбалке, в походе или на охоте поистине красочным и незабываемым.
Как припаять батарейку
Мастерить всевозможные механизмы и полезные приборы, облегчающие каждодневные рутинные дела, — это удел изобретателей. Однако создать сверхполезное изобретение можно даже в домашних условиях: для этого нужно начинать с небольших задач, например, припаять батарейку.
Инструкция
Полезный совет
Чтобы спаять два алюминиевых проводка, их залуживают. С этой целью конец провода покройте канифолью. Затем положите алюминиевый провод на среднезернистую шкурку, причем, во время этой процедуры паяльник должен соприкасаться с проводом, а на залуживаемый конец проводка не переставайте наносить канифоль либо минеральное масло, предназначенное для швейной машинки.
В том случае, когда необходимо припаять листовой алюминий, с помощью паяльника на шов нанесите канифоль, содержащую железные опилки. Использование железных опилок позволяет очистить алюминиевую поверхность от окиси, благодаря чему олово образует прочное соединение с алюминием. Все манипуляции производите хорошо нагретым паяльником, мощность которого должна соответствовать толщине алюминия: если тоненькая алюминиевая пластина, то достаточно 50-ватного паяльника, если толщина составляет 1мм, должен использовать паяльник 90Вт.
Как спаять аккумуляторы
Этот расхожий слух метод приведен ниже на видео.
Примечание. Обычно, в никель – кадмиевой батарее основная причина утраты емкости – выкипание электролита, в случае его критически не много – никакая «прошивка» не поможет.
Такой метод, если его итог будет положительным, не решит делему выхода из строя частей. Быстрее он только отсрочит смену пришедших в негодность и затем и дальше пригодится ремонт аккума шуруповерта Макита либо другого.
Более действующий метод ремонта аккумов для шуруповерта – смена частей, которые определены нами как неисправные.
Примечание. Приобретая новый элемент, обратите внимание на то, чтоб его емкость и габариты совпадали с родными элементами.
Так же нам пригодится паяльничек, малокорозийный флюс (лучше спиртовой флюс на канифоли) и олово. О точечной сварке не рассуждаем, потому что для разового ремонта аккума навряд ли встречаются потребность ее получать либо собирать…
В самой подмене никаких препятствий нет, тем паче если хоть какой. то опыт в пайке бывают. На фото довольно тщательно что остается сделать нашему клиенту изображено, обрезаем неисправный элемент, заместо него запаиваем новый.
Дополнительно надо сказать несколько аспектов:
- при пайке паяльничком, пытайтесь паять стремительно, так что бы аккумулятор не грелся, т.к. рискуете попортить его;
- при способности соединение реализуйте при использовании родных пластинок, по другому используйте таких же размеров медные, это принципиально так-как токи зарядки огромные и при неверном сечении соединительных проводов они будут нагреваться, соответственно будет срабатывать защита термистора;
- не спутайте плюс батареи с минусом – соединение последовательное, означает, минус предшествующей банки идет на плюс новейшей банки, а минус новейшей. на плюс последующей.
Когда спаяли новые элементы, нужно выравнивание потенциалов на «банках», так как они различные. Проводим цикл заряд/разряд: ставим заряжаться на всю ночь, даем день на остывание и меряем напряжение на элементах. Если все мы сделали верно, картина будет приблизительно таковой: на всех элементах однообразный показатель мультиметра, в рамках 1,3В.
Дальше приступаем к уровню батареи, вставляем аккумулятор в шуруповерт и нагружаем его «по полной». Главное щадите сам шуруповерт, по другому придется чинить и его. Доводим до полного разряда. Данную функцию повторяем еще пару раз, т.е. заряжаем и стопроцентно разряжаем.
Необходимо сказать, что функцию стирания «эффекта памяти» следует проводить раз в три месяца. Проводится аналогично вышеперечисленной тренировки.
Такая не слишком хитрецкая процедура продлит работу Вашего шуруповерта, когда, пока, пока его самого не придётся поменять на новый
Источник
Какие типы акб можно паять
Если говорить о возможности пайки выводов, то таким образом можно соединять любые элементы, надо лишь применять правильный флюс. Все аккумуляторы не любят перегревов, поэтому надо принимать специальные меры, чтобы этого избежать.
Литий-ионные банки стоят особняком – они крайне чувствительны к повышению температуры. И дело не только в потенциальной порче химических реагентов. Li-Ion элементы содержат внутри корпуса дополнительные устройства, повышающие безопасность эксплуатации.
Например, клапан, открывающийся при повышении давления внутри банки. Эти устройства изготовлены, большей частью, из пластика, и перегрев практически всегда выводит их из строя. Поэтому эксплуатировать такие банки становится опасным, и пайку применять можно только в крайнем случае и очень аккуратно.
Объявления на нн.ру — техника
Добавить объявление
Сетевая карта d-link dfe-520tx
Сетевая карта D-link DFE-520TX в отличном состоянии.Интерфейс: PCIДоступные типы сетевых соединений Ethernet: 1 штПроизводительности… Цена: 200 руб.
Гигабитный роутер TP LINK Archer EC220
Продаю роутер TP LINK Archer EC 220 (усовершенствованная модель роутера Archer C5), имеется несколько штук. Продаю за 2300 рублей. Все… Цена: 2 299 руб.
1С: Бухгалтерия 8 базовая версия
«1С: Бухгалтерия 8» предназначена для автоматизации бухгалтерского и налогового учета коммерческих… Цена: 5 400 руб.
Купим лицензионное ПО от Майкрософт
Покупаем лицензионный софт на протяжении 10 лет, поэтому у нас лучшее обслуживание клиентов среди компаний данной сферы деятельности…. Цена: 12 000 руб.
Стрелку планируют официально открыть для прогулок в 2021 году
В Нижнем Новгороде появится переулок имени Алексея Аристова — врача, умершего от коронавируса
Детское время. Поможем ребёнку исполнить мечту
Каждый ребёнок может стать выдающимся, каждый способен исполнить свою мечту. Главное — правильно определить, что ему нравится, и…
Нижегородские власти устроят двум блогерам тур по городу за 2,4 миллиона рублей
Однако, нужно определиться со способами подключения двух аккумуляторов друг к другу
Первый способ: последовательное соединение: перемычка накидывается на клеммы: своя перемычка на «минусовые», своя перемычка на «плюсовые», далее оставшиеся две «противоположные» клеммы двух аккумуляторов соединяются между собой, ну а «плюсовые» и «минусовые» провода подключаются к остальной электрической системе транспортного средства.
Второй способ: параллельное соединение: при данном виде соединения двух аккумуляторов, перемычка накидывается следующим образом: соединяются «минусовые» и «плюсовые» клеммы аккумуляторных батарей, далее отводятся от спаренных элементов питания провода, которые подключаются ко всей остальной электрической системе автомобиля.
После того, как аккумуляторы были подключены между собой, следует сделать установить между ними либо коммутатор, либо переключатель.
Этот шаг позволит использовать энергетический ресурс только одного аккумулятора. Например, при выключенном двигателе, будет работать свет автомобиля, или же аудиосистема.
Если же двигатель транспортного средства включен, то энергия, необходимая для работы электроприборов в автомобиле, вырабатывается особым генератором. Но, правда, гораздо сильнее тратится топливо в транспортном средстве, а это, в свою очередь, приводит к возникновению неимоверных расходов на топливо.
Паяльная паста для пайки без паяльника особенности применения
В продаже встречается специальная паста, которая может применяться в качестве припоя. Кроме этого, ее можно изготовить своими руками. Среди особенностей проводимой работы отметим следующие моменты:
- Проводится зачистка обрабатываемого участка. С каждого провода удаляется изоляция. После этого нужно провести обезжиривание, так как на поверхности жил может остаться нагар.
- При помощи кисточки или другого подобного инструмента наносится паста. Стоит учитывать, что она должна быть распространена равномерно по всей поверхности соединения. Кисточка подбирается в зависимости от поперечного сечения провода.
- Участок, на который была нанесена паста, нагревается. Для разогрева припоя в качестве нагревателя может применяться строительный фен или самодельно жало, обычная зажигалка. Нужно следить за тем, чтобы вещество не закипало, так как это может привести к изменению его основных свойств.
Паста для пайки без паяльника
Состав создаваемой пасты своими руками может несколько изменяться в зависимости от области применения. После воздействия высокой температуры паста становится сплошным материалом, устойчивым к механическому и иному воздействию.
Принципы работы химического источника питания
Источники питания, основанные на химических процессах, бывают первичными и вторичными. Первичные источники состоят из твердых электродов и соединяющих их химически и электрически электролитов — жидких или твердых составов. Комплекс реакций всего агрегата действует так, что заложенное в нем химическое неравновесие разряжается, приводя к некоему балансу компонентов. Выделяющаяся при этом энергия в виде заряженных частиц выходит наружу и на клеммах создает электрическое напряжение.
Пока оттока заряженных частиц наружу нет, электрическое поле замедляет химические реакции внутри источника. При соединении клемм источника с какой-нибудь электрической нагрузкой по цепи побежит ток, а химические реакции возобновятся с новой силой, снова поставляя электрическое напряжение на клеммы.
Это можно наблюдать по медленному постепенному уменьшению напряжения на клеммах.
Такое явление называется разрядка химического источника электроэнергии. Первоначально обнаружили такой комплекс реакции с двумя разными металлами (медь и цинк) и кислотой. При этом металлы в процессе разрядки подвергаются разрушению. Но потом подобрали такие компоненты и такое их взаимодействие, что если после уменьшения напряжения на клеммах в результате разрядки поддерживать его там искусственно, то через источник обратно потечет электрический ток, и химические реакции способны повернуть вспять, снова создавая в комплексе прежнее неравновесное состояние.
Источники первого типа, в которых компоненты безвозвратно разрушаются, называются первичными, или гальваническими элементами, по имени открывателя таких процессов Луиджи Гальвани. Источники второго рода, способные под действием внешнего напряжения, повернув вспять весь механизм химических реакций, снова вернуться к неравновесному состоянию внутри источника, называются источниками второго рода, или электрическими аккумуляторами. От слова «аккумулировать» — сгущать, собирать. И их главная особенность, только что описанная, называется зарядка.
Профилактика
Отремонтировать клемму аккумулятора — дело хлопотное. К тому же даже после самого качественного ремонта новая прослужит недолго. В лучшем случае — до полугода. Заводской вывод полюса состоит из двух элементов, центрального вывода и надетого колпачка, между которыми имеется зазор.
Устройство стандартного заводского вывода аккумулятора
Поэтому чтобы не допустить серьёзных повреждений клемм аккумулятора, необходимо следить за их состоянием. Для этого нужно периодически их осматривать, достаточно раз в 3 месяца, когда проводится обслуживание самого аккумулятора.
https://www.youtube.com/watch?v=CT_J3_C8_L4
При выявлении следов солевых отложений, искрения, коррозии клемм и зажимов, следует очистить их ветошью, с применением пищевой или кальцинированной соды, разведённой в воде, либо нашатырного спирта. Эти вещества являются щелочными растворами, с разной степенью активности. Они хорошо нейтрализуют кислоту и растворяют кристаллы солей, образовавшиеся под воздействием электролита.
Очищенные зажимы можно покрыть консервирующей смазкой для предотвращения нового окисления. Если смазка не электропроводящая, то покрывать зажимы следует только снаружи, когда они надеты на клеммы и обжаты. Чтобы смазка не попала внутрь и не ухудшила контакт.
Электропроводящие смазки можно приобрести в автомагазинах: очиститель контактов на масляной основе CRAMOLIN CONTACLEAN, автомобильная смазка LIQUI MOLY Batterie-Pol-Fett, смазка для электроконтактов «Presto» и другие.
Покрытие клеммы с зажимом специальной электропроводной защитной смазкой
При сильном загрязнении клеммы и зажима их следует разъединить и очистить по отдельности. Порядок отсоединения зажимов: сначала «минус», потом «плюс». Присоединять в обратном порядке: сначала «плюс», потом «минус». Очищенные выводы полюсов и зажимы обязательно покрыть защитной электропроводящей смазкой.
На полюсах сквозь образовавшиеся микротрещины могут проникать пары электролита. Это приводит к ускоренному окислению контактной пары. Для предотвращения выхода паров следует покрыть поверхность крышки аккумулятора вокруг клеммы герметичным составом. Для этого можно использовать битумную мастику, силиконовый герметик, эпоксидный клей и другие подобные составы, устойчивые к кислоте.
Например, можно вырезать кольцо из плотного войлока. Нижнюю часть кольца пропитать консистентной смазкой: литол, солидол, силикон. Его надевают на вывод и прижимают к крышке. Сверху кольцо прижмётся зажимом, надеваемым на клемму. Такое приспособление не даст парам свободно выходить и попадать на контакт.
При нанесении смазки, если она не электропроводящая, следует избегать её попадания на место контакта зажима с клеммой.
Шайба из войлока для защиты вывода и зажима от паров электролита
Способы соединений батареек
Кроме пайки существуют и другие способы соединения банок в аккумуляторные батареи:
- точечной сваркой;
- посредством держателей (холдеров);
- прижиманием полос к выводам магнитами из неодима;
- применением токопроводящего клея.
Все эти способы, за исключением сварки, не дают надежного контакта, поэтому в цепях с большими токами их лучше не применять.
Техника проведения
В большинстве случаев аккумуляторы приходится соединять последовательно. Так, для создания батареи для ручного электроинструмента обычно соединяют от шести до восьми никель-кадмиевых элементов в последовательную гирлянду.
Литий-ионные аккумуляторы соединяют параллельно для получения большей ёмкости. Составляя аккумуляторную батарею из литий-ионных элементов, надо не забывать, что каждый такой аккумулятор имеет собственный контроллер заряда. Эта крошечная схема не позволяет литий-ионному аккумулятору перезаряжаться и обеспечивает защиту от прохождения слишком большого тока при повышенной нагрузке.
В сложных случаях приходится соединять аккумуляторы смешанным образом. Такая батарея состоит из нескольких каскадов элементов, соединённых параллельно, при этом сами каскады соединены последовательно.
Такой способ обеспечивает как значительную ёмкость аккумуляторной батареи, так и требуемое напряжение на контактах.
В любом случае при спайке аккумуляторов в батарею следует соблюдать специфическую технику безопасности. Каждый элемент, хотя и не обладает значительным напряжением, может отдавать ток хорошей силы. Если при работе нечаянно допустить короткое замыкание, то это грозит пожаром и даже взрывом аккумуляторов.
Есть мнение, что для сборки аккумуляторных батарей можно пользоваться готовыми отсеками с пружинными контактами. К сожалению, это плохой способ. Нажимные контакты постепенно окисляются и ослабевают. Если в распоряжении мастера нет аппарата точечной сварки, лучшим способом соединения аккумуляторов остаётся пайка медными проводами с применением оловянно-свинцовых припоев.
О том, как паять аккумуляторы, смотрите далее.
Фольга как способ пайки
Способ пайки с использованием фольги характеризуется практичностью. Как правило, для восстановления соединения требуется всего 5 минут. Фольга может применяться в качестве припоя, который разматывается по всей площади и разогревается до высокой температуры. За счет этого существенно повышается пластичность материала, после остывания он затвердевает.
Фольга может применяться в самых различных случаях. Примером можно назвать повреждение платы или соединения проводов. Среди особенностей проводимой работы отметим следующие моменты:
- Выполняется стандартная подготовка контактов.
- Концы скручиваются для формирования соединения. За счет этого существенно повышается надежность соединения.
- Отрезается требуемое количество фольги, место соединения оборачивается в несколько мотков.
После этого при помощи строительного фена или другого источника тепла проводится равномерный нагрев. Поверхность фольги при воздействии тепла быстро становится мягкой и пластичной, после прекращения нагрева быстро остывает и затвердевает, обеспечивая требуемую степень герметизации и прочность.
В заключение отметим, что без паяльника провести ювелирные работы, а также пайку плат практически невозможно. Это связано с отсутствием возможности направленного воздействия теплом. Однако, в некоторых случаях паяльник и другие инструменты не требуются.
Чем паять батарейки?
Для «нормального полета», нужно иметь все банки одинаковой емкости (близкой к идеальной), это значит надо уметь это делать и иметь доступ к ящичку с нескольким дцать банок, а потом задумываться как их соединить смысла не имеет, потому как кроме точечной сварки, всё остальное туфта, которая ставит крест на предварительной работе.
А если не подбирать, то и паять залужевая, не залуживая, кислотой или нейтральным, перегревая, аль вудовским — значения не имеет. Чуть больше, чуть меньше «нормального полета» погоды не сделают, работать такие сборки будут не долго.
§
И еще один момент, который сможет «сохранить нервы» и время 🙂
Если нет опыта подобной пайки, то очень разумным будет «потренироваться» на старых аккумуляторах, которые меняете.
Т.е. оторвав соединительные полоски ( если они на точечной сварке) подготавливаете пластины соединительные для аккумуляторов,
по той технологии, материалам и инструменту, что вы подготовили (выбрали) и паяете.
Я шел «по этому пути». При этом не жалел припоя и
когда соединил полностью все аккумуляторы в сборке (для шуруповерта метабо 14,4 В, аккумуляторы никель-кадмиевые),
то у меня верхняя часть корпуса не смогла закрыться, мешал толстый слой припоя 1.5-2 мм и пришлось все переделывать.
На третьей сборке все уже садилось хорошо 🙂
Кстати, первая сборка, что на последних 3 фото, паялась неизвестным по составу припоем и с применением кислоты, следы которой «заметны».