- Газовые горелки
- Газовая горелка — что это?
- Как создать газовую горелку своими руками
- Сборка горелки из профилированной трубы
- Сборка мини горелки
- Основные меры предосторожности
- Различные варианты самодельных газовых горелок
- Применение газификации жидкого топлива
- Горелки на парах бензина и безопасность
- Опасные моменты
- Избежание аварий
- Работа с другими смесями газов
- Пример устройства
- Схема устройства бензинового карбюратора
- Подготовка баллона
- Предварительные испытания арматуры
- Отверстие для воздуха
- Заливочная горловина
- Впаянная арматура
Газовые горелки
Газовые горелки — востребованное оборудование, с помощью которого они могут выполнять нагрев деталей из различных материалов. Они незаменимы при плавке цветных металлов, если необходимо выполнить покрытие из наплавляемой кровли. В слесарном деле инструмент применяется, чтобы накалить металлическую заготовку для получения ровного и надежного сварного шва. Одним словом, речь идет о весьма востребованном в быту оборудовании. При желании сделать газовую горелку своими руками можно даже из подручных материалов.
Газовая горелка — что это?
Газовая горелка — компактное и относительно безопасное устройство, способное формировать струю пламени за счет смешивания природного газа, пропана, ацетилена с окислителем (кислородом или окружающим воздухом).
Ключевые преимущества газовых горелок — простота и доступность эксплуатации, отсутствие копоти и неприятного запаха. Относительно небольшие размеры позволяют использовать подобные приспособления практически, где угодно — в гараже, мастерской, в подвале, на чердаке и т.д. Стандартная конструкция инструмента включает несколько базовых элементов.
Нередко газовые горелки также называют пропановыми. Однако, при необходимости они способны работать не только на пропане, но и других видах горючих смесей. Газ из баллона передается к соплу по газоотводной трубке. Этот процесс регулируется с помощью специального крана. Чтобы сделать эксплуатацию устройства максимально безопасной и комфортной советуем предусмотреть установку понижающего редуктора.
Трубка, по которой подается топливо, соединена с насадкой, конец которой закрыт ниппелем. Эти элементы находятся в небольшом металлическом стакане с прочными стенками — именно здесь газ смешивается с кислородом. Полученная в итоге горючая смесь направляется в зону сгорания с последующим формированием струи пламени.
Как создать газовую горелку своими руками
Существует несколько вариантов, как сделать газовую горелку своими руками. Выбор конкретного способа зависит от того, какие материалы и инструменты имеются в распоряжении мастера, какими характеристиками должно обладать готовое к эксплуатации устройство.
Сборка горелки из профилированной трубы
Это наиболее простой способ самостоятельного изготовления пропановой горелки. Полученное в итоге устройство позволяет прогревать детали для последующей сварки и ковки, выполнять ремонт мягкой с помощью битума. Для проведения работ нам понадобятся:
- Профилированная труба;
- Газовый баллон;
- Редуктор;
- Насадка.
Сборка мини горелки
Работу выполняют в соответствии со следующим алгоритмом:
- Отрезаем от профилированной трубы 2 равные части;
- Соединяем их вместе, образуя цилиндрическую форму;
- Прикрепляем газовый баллон к получившемуся цилиндру;
- Устанавливаем редуктор и насадку.
Готовый инструмент готов к использованию.
## Газовая горелка: как сделать своими руками
Это компактное и функциональное устройство также известно как горелка Бунзена. Она представляет собой мобильный прибор, предназначенный для нагревания деталей на открытом огне. Внешне он выглядит как вертикальная трубка с соплом и штуцером для подачи газа, установленная на штативе. Главное преимущество модели - безопасность эксплуатации: при необходимости ее можно взять в руки, без опасения получить случайный ожог.
Для сборки газовой горелки своими руками понадобятся:
- Схема горелки для сварки
Изготовление горелки Бунзена начинают с подготовки тонкой трубки из трубы диаметров 8 мм и длиной 100 мм. Далее:
- Горелку, созданную своими руками, устанавливают на кусок фанеры, который будет выполнять роль штатива. Для этого используют две проволочные петли - с их помощью устройство закрепляют на фанере.
### Сборка горелки из игл и капельниц
Чтобы проверить работоспособность горелки нужно подготовить емкость со сжатым воздухом (кислородом) и газовый баллон. Процесс сборки включает следующие этапы:
- Газовая горелка из трубы
Очень важно ничего не перепутать и правильно соединить все детали. Толстая трубка всегда предназначена для подачи газа, тонкая - для сжатого воздуха. Чтобы регулировать давление в большую или меньшую сторону, используйте зажимы капельницы.
Собранная таким образом газовая горелка способна стать полноценной заменой заводскому инструменту. Тонкая струя пламени позволяет выполнять сложные операции с ювелирной точностью. Залогом комфортной работы с устройством является соблюдение техники безопасности, так как даже такое миниатюрное изделие способно нанести серьезный вред беспечному мастеру.
### Инжекторная газовая горелка своими руками
### Сборка мощной газовой горелки
В сравнении со всеми рассмотренными выше вариантами, эта газовая горелка своими руками на пропане является самым сложным и мощным оборудованием, которое можно использовать для выполнения широкого перечня работ: для плавки металла, монтажа мягкого кровельного покрытия, ковки, сжигания сорняков и т.д.
Для изготовления оборудования потребуется достаточно большое количество расходных материалов:
- Схема устройства инжекторной газовой горелки
Прежде чем приступать к сборке в центре заглушки выполняют отверстие диаметром 0,8 мм. Далее в трубе с небольшим отступом от резьбы сверлят четыре отверстия диаметром 3,2 мм. Через них будет подаваться газ.
Прежде чем включать устройство нужно проверить все узлы и соединения на герметичность. Сделать это можно с помощью обычного мыльного раствора. Появление пузырей покажет, где имеются дефекты сборки. Если все работает безукоризненно - можно без опасений пользоваться приспособлением.
## Базовые правила безопасности
Основные меры предосторожности
При создании газовой горелки своими руками необходимо соблюдать основные меры предосторожности, чтобы избежать несчастных случаев и аварий. Вот несколько рекомендаций:
- Никогда не используйте газовые баллоны при отрицательных температурах воздуха.
- Строго запрещено оставлять баллоны на солнце, держать их в наклонном положении или использовать без редуктора.
- Не проводите операции с газом вблизи открытого источника огня.
- Используйте специальную одежду, очки и обувь, чтобы защитить себя от возможных ожогов.
Различные варианты самодельных газовых горелок
Существует множество вариантов создания самодельной газовой горелки. Вы можете использовать обычную профильную трубу, медные трубки разного диаметра, медицинские иглы и капельницу и многое другое. Важно помнить о безопасности при работе с газом, так как это вещество представляет угрозу для здоровья и жизни людей.
Если вы имеете опыт сборки самодельных газовых горелок, поделитесь своими знаниями в комментариях. Расскажите, с какими трудностями вы столкнулись в процессе работы.
Применение газификации жидкого топлива
Данный аппарат предназначен для газификации жидкого топлива, такого как бензин и керосин, и для питания горелок большой мощности. Карбюратор аппарата обеспечивает подачу генераторного газа на стеклодувные горелки. Применение жидкого топлива в данном случае дает возможность получить большую температуру факела по сравнению с пропаном, что упрощает работу с материалами, такими как латунь, стекло и другие.
Жидкое топливо также удобно в транспортировке и часто более доступно чем газовые баллоны. Однако необходимо соблюдать осторожность и предпринимать соответствующие меры безопасности при использовании инструмента.
Горелки на парах бензина и безопасность
Традиционно, горелки на парах бензина применяют стоматологи и ювелиры для пайки тугоплавкими серебряными припоями и плавки небольших слитков из драгоценных металлов. Горелки обычно ручного типа, относительно небольшой мощности.
Опасные моменты
Бачки-карбюраторы часто делают из старой паяльной лампы или сосудов размерами около того. Следует сказать, что в таких системах чрезвычайно опасен обратный удар — распространение пламени от горелки назад по шлангам и далее. В бачках-карбюраторах, в отличие от баллонного или сетевого газа топливо уже смешано с воздухом-окислителем и представляет собой готовую горючую смесь. Проникновение пламени в бачок грозит взрывом и пожаром.
Избежание аварий
К счастью, в системах с парами бензина, имеющими невысокую скорость горения избежать обратного удара весьма просто – тонкая медная путанка — набивка из скомканной проволоки без лаковой изоляции в шланге или трубке гарантирует затухание пламени.
Работа с другими смесями газов
Другое дело смесь паров бензина с кислородом или другими газами, для работы, например с тугоплавкими сортами стекла. Скорость горения таких газов существенно выше, проволочная набивка может уже не спасти. В таких случаях помогает избыточная прочность емкости и применение углекислотных огнетушителей.
Пример устройства
Для примера, пропановый баллон емкостью 27 л можно использовать в качестве бачка. Части медного водопровода с парой игольчатых краников используются для регулировки процесса.
Схема устройства бензинового карбюратора
Рис.2 Схема устройства бензинового карбюратора.
- Сосуд (баллон)
- Бензин
- Заливочная горловина
- Регулировка подачи воздуха в аппарат
- Выходной патрубок с предохранительной проволочной набивкой
- Байпас
- Регулирование качества смеси
Подготовка баллона
Фото 3. Подготовленный баллон.
Отверстия для дополнительной арматуры и горловины. Просверлены и расточены круглым напильником.
Предварительные испытания арматуры
Фото 4. Предварительные испытания арматуры.
Дополнительная арматура в сборе на испытаниях, проверка герметичности и прочности.
Отверстие для воздуха
Фото 5. Отверстие для воздуха.
Отверстие (одно, диам.1,5 мм) в заглушенной трубке, погруженной в бензин.
Заливочная горловина
Фото 6. Заливочная горловина.
Впаянная арматура
Фото 7. Впаянная арматура.
Смонтированная на баллоне (впаянная) дополнительная арматура, выходной патрубок набит защитной медной путанкой, аппарат окрашен.
Фото 8. Общий вид аппарата-карбюратора в сборе.
Надпись сделал аэрозольным баллончиком через самодельный трафарет (Фото 8), риска – оптимальный уровень жидкого топлива.
Фото 9. Байпас перекрыт.
Демонстрация работы байпаса – регулятора качества смеси. Кран на байпасе закрыт, смесь излишне обогащена парами бензина. Яркое, красное, «коптящее» пламя с низкой температурой (Фото 9). Недостаток окислителя – воздуха.
Фото 10. Кран на байпасе приоткрыт. Топливная смесь беднеет, пламя вытягивается и светлеет.
Фото 11. Кран на байпасе еще чуть приоткрыт.
Кран на байпасе еще чуть приоткрыт. Формируется игольчатый факел, хорошо различим поддерживающий огонь у основания иглы (Фото 11). Конец факела все еще оранжевый – топливо сгорает не полностью.
Фото 12. Отрегулированное пламя малой стеклодувной горелки.
Правильно отрегулированный байпас – на горелке факел-длинная игла с ясно выраженными температурными зонами, пламя без оранжевых языков – топливная смесь близка к стехиометрической.
Babay Mazay, сентябрь, 2021 г.
P. S. Интересующихся и сочувствующих располагающих литературой (книги, статьи, заметки) 1920-30-х годов касательно изготовления первых радиоламп, прошу поделиться.
Горелка конечно может работать и на других, предварительно подготовленных, газовых смесях – парах бензина, газокислородных смесях, горелку при этом удобно снабдить двумя входными патрубками, а смешивание производить в полой металлической рукоятке.
Горелка имеет простую конструкцию не требующую токарных работ и собрана из подножных материалов пайкой. Возможность смены наконечника горелки существенно расширяет ее возможности, хотя в работе стационарной, специализированный инструмент всегда удобнее и практичнее универсального.
Что понадобилось для работы.
Кроме заготовок деталей — набор инструмента для некрупных слесарных работ, в том числе и пайки. Расходные материалы, мелочи.
Главная деталь горелки – сопло, здесь весьма тонкое, причем, очень желательно иметь его более-менее толстостенное и из меди или сплавов – отвод тепла. Куда как сильнее распространены подобные трубочки из нержавеющей стали – медицинские иглы для инъекций, однако, нержавеющая сталь – неважный теплопровод, да и иглы тонкостенны. При их применении лучше всего поверх иглы сделать намотку из зачищенной медной проволоки и пропаять ее серебром.
Медные же капилляры можно найти, например, в аппаратах для хроматографии и т. п., наконец просверлить заготовку. Без особенного труда можно найти сверла 0.4 мм. Для получения спокойного длинного пламени длинна сопла должна быть по крайней мере пятикратной по сравнению с диаметром. Для указанных малых диаметров сделать такое отверстие сверлом не слишком трудно. Сверлить следует неподвижным сверлом, вращая прутик-заготовку. Прекрасный материал для сверленного сопла – троллейбусный провод. В идеале, внутреннюю поверхность сопла следует отшлифовать, например, толстой ниткой с пастой ГОИ.
Свой медный капилляр подобрал в доставшемся по случаю автомобильном хламе (Фото 2). Нетонкие стенки, внутренний диаметр около 0,7 мм.
Фото 2. Медный капилляр Ø 0,7 мм.
Десяток сантиметров на конце отжег – нагрел компактной газовой горелкой на кирпичике, до малинового свечения, дал остыть. Мягкую податливую медь выровнял подобно старому обмоточному проводу – несколько раз с изгибом пропуская через комок ветоши.
Держатель сопла – нетолстая, внешним диаметром — 6 мм, медная трубка. Ее кусочек отжег (Фото 3) аналогично капилляру, плотно набил сухим песком и заткнул деревянными пробками. В слесарных тисках, между брусочками из мягкого дерева, согнул заготовку на оправке (Фото 4), удалил пробку, вычистил от песка.
Фото 3. Отжиг медной трубки. Горелка пропан-воздушная, инжекционная.
Фото 4. Согнутая трубка – заготовка держателя. Песчаная набивка не позволяет сплющиться сгибу.
Установка сопла — короткую часть держателя (Фото 4) укоротил ювелирным лобзиком, зачистил круглым надфилем место посадки сопла. Сопло закрепляется пайкой – нужна весьма плотная посадка деталей с минимальными зазорами, чтобы задействовать капиллярные силы. Для уплотнения сопла применил намотку из медного провода. В несколько примерок подобрал его толщину. Зачистил конец от лаковой изоляции наждачкой, отжег, остудил, снова зачистил от окислов. Мягкой медью сделал намотку на медном же зачищенном капилляре-сопле – виток витку (Фото 5).
Фото 5. Уплотнение сопла в держателе.
Намотку пришлось чуток подогнать надфилем. Собрал держатель – установил капилляр, ювелирным лобзиком отрезал лишнее, сформовал торец проволочного уплотнения-намотки.
Пайка сопла – выполнена твердым, медно-фосфорным, «холодильниковым» припоем. Еще лучше применить здесь припой серебряный, он меньше выгорает при высоких температурах эксплуатации.
Небольшие детали удалось нагреть той же компактной горелкой на пропане, флюс – порошок буры. Действовал так – место пайки подогрел горелкой до появления цветов побежалости и обмакнул в буру. Ее крупинки прилипли к горячей меди, при дальнейшем нагреве бура расплавляется, ее затягивает в щели. При достижении температуры малинового свечения деталей, к месту пайки прикоснулся палочкой припоя. Расплавленный, его также затягивает внутрь между деталями. Управлять растеканием припоя можно перемещая место нагрева. Дав деталям остыть, сколол стекловидные остатки флюса (Фото 6).
Фото 6. Сопло впаянное твердым припоем.
Игольчатый краник применил китайский, бронзовый (Фото 7). Ниже – его бракованный брат-близнец, от него взял только присоединительную резьбу с гайкой и штуцером.
Фото 7. Игольчатый краник китайского производства. Не из самых дешевых. Внизу – кусок бракованного собрата. Игла и маховичок не родные, но запирают канал и регулируют хорошо. Присоединительные штуцеры без уплотнительных резинок.
В качестве ручки-корпуса горелки применил отрезок медной водопроводной трубы Ø 15 мм. Зачистил конец трубы, подогнал к нему входную часть краника – пришлось подточить мелким напильником резьбу до плотной посадки. Спаял мягким припоем олово-медь – эта часть уже не будет сильно нагреваться. Пайка огневая, со специальной пастой-флюсом (Фото 8).
Фото 8. Пайка с применением пламенного нагрева. Применил пастообразный флюс для огневой пайки медного водопровода. Остатки активного флюса отмыл теплой водой.
Присоединительную к горелке резьбу, сделал из кусочка бракованного игольчатого краника (Фото 7, внизу) – брата-близнеца регулирующего. Это кстати – унификация, вещь полезная. Итак, от остатков краника ножовкой по металлу, в тисках, отпилил нужную резьбу и часть корпуса. Имеющееся некрупное отверстие (Фото 9) рассверлил крупным сверлом до максимально возможного диаметра (Фото 10).
Фото 9. Штатное тонкое отверстие никуда не годится – отверстие же большое, позволит иметь доступ в полую ручку горелки, что полезно.
Фото 10. Рассверливание внутреннего канала присоединительной резьбы.
Фото 11. Часть корпуса обточена мелким напильником и плоским надфилем и превращена в присоединительную муфту для монтажа пайкой.
Фото 12. Длинную заготовку-ручку укоротил по месту, лишнее обрезал роликовым резаком.
Фото 13. Впаянная в нижнюю часть ручки-трубки присоединительная резьба. Паял тем же оловянным безсвинцовым (не нужно всякий раз тщательно мыть руки) припоем, с флюсом для огневой пайки. По остывании – отмыть остатки.
Фото 14. Держатель в сборе, подогнал, подготовил поверхности и впаял в один из присоединительных штуцеров.
Его внутренний диаметр подошел чудо как хорошо. Использовал оловянный припой и пасту-флюс. Собранный держатель за штуцер притягивается к кранику накидной гайкой.
Фото 15. Для отмывки остатков кислотного флюса в труднодоступных местах применил ультразвуковую мойку. Отдельная емкость позволяет экономить химикаты и не пачкать ими всю емкость.
Первый цикл отмывки – в нейтрализующем растворе кальцинированной соды, второй – в чистой воде.
Фото 17. Готовая горелка в сборе.
Babay Mazay, апрель, 2021 г.