- Как и чем правильно соединять провода
- Скрутка проводов
- Неправильные методы соединения
- Правильные методы соединения
- Почему скрутка вне закона
- Почему это происходит?
- Что делать?
- В многоквартирном доме
- На производстве или в загородном доме
- Как правильно соединять провода?
- Соединительно-изолирующие зажимы (СИЗ)
- Винтовые клеммники (клеммные колодки)
- Плюсы:
- Минусы:
- Вывод:
- Соединение проводов в автомобиле: пайка или обжимка?
- Плюсы и минусы сварки проводов в авто
- Плюсы и минусы обжимки проводов в авто
Как и чем правильно соединять провода
Рассказываем, почему народный способ соединения электрических проводов — на скрутках — вне закона. И как соединять провода правильно.
Скрутка проводов
Скрутка проводов — способ контактного соединения из разряда проще не бывает: достаточно очистить провода от изоляции, сложить их вместе, плотно скрутить пассатижами, обмотать изолентой — и можно пускать ток.
Неправильные методы соединения
При ремонте и электромонтажных работах, в быту и на производстве, скрутки используются сплошь и рядом, а пассатижи и изолента, у мастера-универсала всегда под рукой. Однако сегодня электромонтажные скрутки не относятся к разряду разрешенных соединений.
Правильные методы соединения
В Правилах устройства электроустановок (действующая редакция — ПУЭ-7) говорится: Соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей должны производиться при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т. п.) в соответствии с действующими инструкциями.
Почему скрутка вне закона
- В доме с центральным отоплением воздух сухой.
- Монтажные коробки и электроустановочные изделия смонтированы на внутренних стенах и перегородках — влага в них не попадает, конденсат не образуется, провода не окисляются.
- Ремонт в прежние годы сводился к оклеиванию стен новыми обоями, не трогая проводку.
- Советский быт не знал электроприборов мощнее киловаттного утюга и электросамовара.
Из-за вышеупомянутых факторов, скрутка проводов считается устаревшим и небезопасным способом соединения.
Почему это происходит?
На самом деле, здесь все просто. Медь и алюминий, из которых сделаны провода, имеют обыкновение окисляться на воздухе — на поверхности образуется тонкая оксидная пленка со сниженной электропроводностью. Но если воздух сухой, это некритично. При ремонтных работах мы грунтуем и штукатурим стены, они напитываются влагой: проводники, мирно дремавшие в монтажных коробках, оказываются во влажной среде. Окисление становится более интенсивным, а электрический контакт неустойчивым. Устанавливая дополнительные розетки и подключая к ним электроприборы, мы создаем повышенные нагрузки на потревоженные соединения. Они начинают греться. Повышение температуры становится катализатором процесса окисления — провода уже не просто окисляются, а начинают корродировать, и не просто греться, а подгорать. Вероятные результаты — потеря электропроводности, перегрев и обгорание контакта.
Что делать?
В многоквартирном доме
В многоквартирном доме со скрытой проводкой соединения расположены в несгораемых полостях — в монтажных коробках, наглухо замурованных в бетонные стены. Чтобы устроить в квартире пожар от неисправной электропроводки, нужно очень постараться. Самое большее, что вам грозит, — неработающие розетки и необходимость долбить стену, чтобы добраться до места неисправности.
На производстве или в загородном доме
Совсем другое дело — электромонтаж на скрутках в деревянном загородном доме, на производстве или в гараже. Вероятность контакта с влагой и сгораемыми материалами здесь значительно выше. Автомат на вводном электрощите, не заметит локального перегрева поврежденного контакта и легко прозевает начавшийся пожар. И, между прочим, неисправности электропроводки из-за неправильного монтажа уверенно держат призовые места в рейтинге причин пожаров в загородных домах и на производстве.
Как правильно соединять провода?
Соединительно-изолирующие зажимы (СИЗ)
Соединительно-изолирующие зажимы (коннекторы) — самый простой способ достижения компромисса, когда делать скрутку нельзя, но очень нужно. Соединительно-изолирующие зажимы являют собой разнокалиберные колпачки из ПВХ, полиамида или нейлона с конической пружиной внутри, предназначены для соединения моножильных медных или алюминиевых проводников суммарным сечением от 0,75 кв. мм.
Проводники зачищают на длину 10–15 мм, вставляют в колпачок и плотно закручивают. Коническая пружина надежно сжимает оголенные концы проводников. Дополнительная изоляция не требуется: в качестве таковой выступает сам колпачок.
По надежности такое соединение немного уступает сварке и пайке. Колпачки занимают много места в монтажных коробках — это минус. Монтаж идет быстро — это плюс. Часто колпачки предлагают к продаже в виде наборов, позволяющих делать сборки разных сечений.
Винтовые клеммники (клеммные колодки)
Винтовые клеммники (клеммные колодки)
Плюсы:
- Надежное соединение проводов.
- Высокая стабильность контакта.
- Устойчивость к вибрациям и внешним воздействиям.
- Возможность работы с высокими токами и напряжениями.
Минусы:
- Требуется специализированный инструмент (паяльник).
- Возможно повреждение изоляции проводов.
- Необходимость опыта и навыков для качественной пайки.
- Возможность перегрева проводов при неправильной технике пайки.
Вывод:
Пайка проводов в автомобиле может быть хорошим решением для создания надежных и долговечных соединений, особенно в случае работы с высокими токами и напряжениями. Однако, необходимо учитывать требования качественной техники пайки и правильного выбора оборудования.
Соединение проводов в автомобиле: пайка или обжимка?
В большинстве работ с электрикой, пайка может оказаться очень надёжным соединением, но в автомобилях её рекомендуется не применять. Это связано с тем, что спаянный контакт подвержен окислению, что спровоцирует стремительное разрушение соединения. Паянное соединение не имеет гибкости и при минимальном физическом воздействии контакты, которые подгнили, распадутся.
Портится не сама пайка. Слабые места такого соединения находятся между изоляционным слоем провода и самой пайкой. Тут будет происходить окисление, которое спровоцирует надлом.
Также к отрицательным моментам стоит отнести неудобство такого способа. Пытаться спаять контакты под торпедо, где и примитивную скрутку не всегда можно нормально сделать, очень неудобно.
Это не значит, что пайка в автомобиле недопустима. Просто это не самый удачный способ.
Надёжного паянного соединения можно добиться покрыв скрутку припоем и покрыв соединение специальным лаком, который будет препятствовать окислению.
Плюсы и минусы сварки проводов в авто
Тем не менее применять её в ремонтных целях очень дорого и часто неудобно.
Плюсы и минусы обжимки проводов в авто
Всеми производителями автомобилей рекомендовано при ремонте электрики использовать именно обжим. Это популярный способ, у которого есть масса преимуществ:
- Легко выполняется
- Надёжно
- Быстро
Из недостатков можно выделить только то, что придётся купить специальный инструмент — кримпер. Несмотря на то, что некоторые муфты имеют полимерную изоляцию, рекомендуется дополнять соединение термоусадкой.
В завершении темы стоит напомнить, что независимо от выбранного способа важно соблюдать технику безопасности при работе с электропроводкой автомобиля. При ремонте нужно обязательно отключать аккумуляторную батарею. Все плюсовые контакты должны иметь надёжную изоляцию. В противном случае может произойти короткое замыкание, которое вызовет пожар.