<strong>паста с паяльным флюсом для спаевания алюминия чугуна стали меди</strong>

<strong>паста с паяльным флюсом для спаевания алюминия чугуна стали меди</strong> Инструменты

Ремонт с помощью специального клея

Если требуется временный ремонт радиатора без проведения сложных процедур, то можно воспользоваться специальным клеем для радиаторов. Это быстрый и простой способ устранения утечек и трещин. Клей для радиаторов может использоваться как на металлических, так и на пластиковых радиаторах.

Процесс ремонта

Очистите поверхность радиатора от грязи и жира. Высушите ее. Нанесите клей на место утечки или трещины. Дайте клею высохнуть. После этого радиатор готов к использованию.

Преимущества ремонта клеем:

  • Простота применения
  • Быстрое исправление проблемы
  • Экономия времени и денег

Недостатки ремонта клеем:

  • Временный результат
  • Не подходит для сложных повреждений

Таким образом, существует несколько эффективных способов ремонта радиаторов автомобилей из алюминия. Вы можете выбрать подходящий вариант в зависимости от сложности повреждения и наличия необходимых инструментов. Следуйте инструкциям и тщательно выполняйте каждый шаг, чтобы результат оправдал ожидания.

Ремонт радиатора: как избежать поломок

Чтобы машина не вышла из строя, необходимо постоянно следить за температурой антифриза.

Изображение 1

Наращивание композитом

Один из подвидов химической пайки — наращивание композитом. С помощью этого метода можно заделать большие дыры или пробои, даже до десятка миллиметров. Например, таким образом производится ремонт бачков. Предварительная процедура подобна работе с обычным клеем, но в качестве материала используется армирующая ткань — стекло или углепластик. Для ремонта дефекта вырезается заплатка с запасом, которую затем пропитывают клеем и укладывают на поврежденный участок.

Читайте также:  Все о беспроводных паяльниках

Ремонт трубок и радиаторов

При ремонте трубок и алюминиевых радиаторов необходимо учитывать коэффициенты температурного расширения и подбирать соответствующие материалы.

Изображение 2

Сварка TIG в атмосфере аргона

Методика сварки TIG в атмосфере аргона является самым качественным способом восстановления целостности радиатора. Пайка неисправного алюминиевого радиатора в газовой среде позволяет устранить дефекты любого размера, если рабочая зона доступна и открыта для инструмента. Такой способ ремонта обойдется немного дороже из-за стоимости оборудования и расходных материалов. Для проведения TIG сварки требуется специализированное оборудование, цена минимального набора начинается от 10 000 рублей. Опыт и умения также необходимы. Удобнее воспользоваться услугами профессиональных сварщиков, стоимость работ зависит от сложности и обычно составляет пару тысяч рублей.

Паяние алюминиевых радиаторов

Для пайки алюминиевых сотов радиаторов существует несколько вариантов, включая следующие материалы:

Изображение 3

Материалы, основанные на химических соединениях, менее эффективны, поэтому их следует использовать как временное решение.

Инструменты и материалы

Для успешного ремонта разгерметизированного радиатора кондиционера понадобится следующий перечень инструментов и расходных материалов:

Изображение 4

Также может потребоваться емкость для слива охлаждающей жидкости, если радиатор течет и требуется его снять с автомобиля. Место дефекта можно отметить мелом или маркером.

Ремонт с использованием клея

Временный ремонт дефекта на радиаторе можно выполнить, используя клейные составы. На сухую трещину можно нанести:

Изображение 5

Пайка радиатора

Пайка радиатора охлаждения кондиционера или двигателя выполняется при помощи следующих материалов:

  • Медь
  • Никель
  • Латунь

Инструкция по пайке радиаторов

Паять алюминий необходимо после качественной зачистки и обработки зоны дефекта. От этого зависит итоговое качество шва и герметичность системы охлаждения.

Подготовительный этап

Этап подготовки имеет общий вид — вне зависимости, медный радиатор это, латунный или алюминиевый. Порядок работ следующий:

  1. При необходимости производится контроль типа материала — чтобы понять, можно ли запаять деталь выбранными материалами и инструментами.

Этап ремонта

Ремонт подготовленного радиатора охлаждения, если материалом является алюминий, выглядит так:

Проверка качества работы

Все проверки совершаются, когда элемент холодный. Качество пайки проверяется аналогично выявлению течи, а именно:

Как запаять алюминиевую трубку радиатора основные виды флюсов и припоев

Для удобства выбора основные флюсы и иные расходные материалы сведены в таблицу с указанием максимального размера устраняемых дефектов.

НазваниеЧто можно отремонтировать
Железно-канифольный флюсМалые дефекты
Припой в виде трубки с флюсом по AlДо 5-10 мм – трещины и отверстия
Масло в качестве флюса и припойОтверстие до 5мм
Пайки при помощи медиНе крупнее средних дефектов
Припой + флюс для AlРазмер дефекта не более 10 мм

В каких случаях пайка алюминиевого радиатора бессмысленна

Пайка алюминиевого или латунного радиатора имеет смысл, когда разрушение охладителя не катастрофично. Когда еще ремонт делать не целесообразно.

Чтобы двигатель или коробка получали качественное охлаждение технической жидкости, радиатор и вся система должны быть герметичны.

Восстановление охладителя реально, отремонтировать радиатор своими руками можно, если внимательно соблюдать порядок действий из инструкции и ответственно подойти к выбору материалов для ремонта. Сварка аргоном — лучшее решение в плане качества и долговечности, а припаять можно даже в домашних условиях.

Припій з флюсом для пайки деталей

Радио и электротехничекие пайки, если нет возможности гарантировано удалить флюс, следует паять исключительно с канифолью. Для пайки латуни паяльником или кислород-водородной горелкой сильно загрязнённых деталей (например, автомобильных радиаторов) можно применять едкий натр или калий, но этот флюс опасен для глаз, непригоден при наличии в пламени горелки углекислого газа, так как превращается в соду и требует тщательной отмывки деталей после пайки. Для радиодеталей он непригоден! Нужно учитывать и следующий факт. Мягкие припои системы олово-свинец хорошо паяют медь и латуни, но по границе металла с припоем может образоваться прослойка соединения меди с оловом, которая снижает прочность и химическую стойкость спая и, при электротехнической пайке, даёт крайне нежелательные эффекты. Большие импульсные токи, например, при зарядке-разрядке конденсаторов, разрушают спай и контакт нарушается. Этот эффект автор наблюдал и в компьютерных бесперебойниках, блоках питания компьютеров, в системах питания импульсных ламп малой мощности. Эффект мною был замечен при пайке меди припоем ПОС-61, но его следует учитывать и в других случаях. Для борьбы с ним в мягкие припои рекомендуют добавлять серебро и кадмий, которые замедляют или блокируют образование этого вредного слоя. Можно использовать припои с меньшим содержанием олова (тот же «третник», две части свинца и одна часть олова), но он более тугоплавкий. Паять следует быстро.

Пайка твёрдыми припоями даёт более прочное, надёжное и относительно термостойкое соединение.

Твёрдые припои для латуни и меди могут представлять собой более легкоплавкий вариант латуни. Тогда её пайка становится похожей на сварку.

Таким способом, с помощью горелки можно наращивать изношенные медные или латунные детали. Как флюс применяется та же бура, но в неё выгодно добавлять процентов десять пентабората калия. Это слегка снижает температуру плавления флюса, делает его чуть более жидким и сильно уменьшает видимое свечение факела горелки, так как калий «выедает» натриевый дублет, а сам светит уже на границе с ИК излучением, где чувствительность глаза невелика.

Здесь надо опять упомянуть необходимость стеклянных очков при пайке, так как они защищают глаза работающего от возможных брызг металла и от перегрева, вызывающего «катаракту стеклодува». Также пламя даёт и ультрафиолет, который для глаз вреден.

«Твёрдый» спай может работать при повышенной температуре, но в этом случае его нужно паять не фосфорсодержащим, а серебрянным припоем с цинком. Цинк даёт плотный и тугоплавкий окисел, который замедляет проникновение кислорода к металлу, который, кстати, хорошо проходит сквозь нагретое серебро. Сплавы меди, содержащие алюминий, паять труднее, так как обычные флюсы окись алюминия растворяют плохо. Возможна добавка в них флюсов для пайки алюминия, фторидов. Рецепты флюсов для труднопаяемых медных сплавов можно найти в литературе.

Отдельно упомянем припои, содержащие кадмий. Этот металл снижает температуру плавления оловянно-свинцоых, серебренных и медных припоев, но он ядовит, легко испаряется и при пайке возможно образование его окислов коричневого цвета. Дым от такой пайки крайне опасен для лёгких, поэтому таких припоев следует избегать, либо работать под надёжной вытяжкой.

Вот, пожалуй, и всё, что касается пайки медных сплавов и латуней.

Но латуни и сами могут использоваться как твёрдый припой для чистой меди и сталей, сплавов железа и никеля.

Обычно для пайки железа достаточно иметь сплав меди типа «золота алхимиков», состоящий из двух частей меди и одной части цинка.

Его можно получить прямым сплавлением компонентов подходящей горелкой в выемке кирпича, добавляя к горячей меди цинк и буру, но при этом цинк часто вскипает и горит, поэтому, опять же, необходима вытяжка либо работать следует на открытом воздухе, обязательно в очках.

Пары окиси цинка также не являются полезными для органов дыхания и самого человека. Добавка в этот припой одного-двух процентов никеля (аноды радиоламп из него делали, он магнитный) делает цвет такой латуни слегка зеленоватым и повышает прочность спая.

Вредными в припое следует признать примеси свинца, висмута и других нерастворимых в твёрдой меди легкоплавких металлов, которые собираются на границах зёрен и делают металл хрупким при повышенной температуре (красноломкость).

Поэтому медь для приготовления латунного припоя следует тщательно отбирать, лучше всего применять медную электротехническую проволоку без остатков мягких припоев. Это же касается и цинка. Также при пайке железа следует признать вредным примесь кремния, которая упрочняет сам припой, но охрупчивает границу его с железом за счёт образования силицида железа.

В сплавленную жидкую латунь нужно погрузить железную проволоку толщиной миллиметра четыре и постепенно оттягивая жидкий металл, подогревая сам слиток, вытянуть палочку припоя, которой затем можно пользоваться для пайки.

В качестве припоя можно использовать и случайные куски латуни, ненужные латунные детали, стружку. Поскольку у нас нет заводской лаборатории для анализа их состава, то нужно проверить наличие кадмия по цвету осадка от дыма и проверить совместимость такого припоя с железом.

Для этого спаивают два гвоздя, смотрят, как их смачивает припой, а после остывания слегка проковывают, чтобы проверить хрупкость самого спая и припоя.

Если в припое содержится много фосфора, то он плохо растекается по железу и даёт крайне непрочное соединение. Однако, им можно паять чистый никель, который сам образует твёрдый раствор с фосфором, медно-никелевые сплавы и медь. Понятно, что судьёй и контролёром тут тоже может служить молоток.

Небольшая примесь фосфора, видимо, в доли процента, делает медь более легкоплавкой и способной хорошо смачивать железо. Но вредного действия на стык железа с припоем ещё не оказывает. Автор однажды имел возможность работать с медной ленточкой почти красного цвета, не очень твёрдой, не содержащей цинк, но, по цвету пламени, содержащей немного фосфора. Это был остаток от штамповки чего-то из ленты. Этот припой хорошо работал, не дымил, как латунь и давал прочные и пластичные спаи с железом. Недостаточная предусмотрительность автора привела к тому, что он унес этого припоя только с килограмм, игнорируя тот факт, что остаток в ближайшее время неминуемо унесут бомжи, что и произошло на самом деле.

Поэтому, нужно учитывать в перспективных припоях и металлы легированные небольшим количеством фосфора. Но при нагреве готового спая медно-фосфорные припои быстро окисляются, даже быстрее, чем чистая медь. Поэтому наличие цинка важно для пайки тех же термопар, горелок паяльных ламп.

Термопары можно делать из нихромовой и константановой проволоки. Такие проволоки работают длительное время до шестисот градусов, если их спаять латунью. Будущий спай надо тщательно зачистить, обмотать тонким «плиточным нихромом», обмазать большим количеством мокрой буры и после смачивания латунью, сильно прогреть, чтобы часть нихрома могла раствориться, легируя латунь никелем и хромом. Такой спай обгорает медленно.

В целом, нужно считать твёрдую пайку латунью или серебром крайне удобным методом соединения железных деталей. Этот метод позволяет резко упростить изготовление различных изделий, от ключа для замка, до деталей вакуумной установки или телескопа. Напаивать токарные резцы. Однако, температуры паяльной лампы для плавления латуни недостаточно и нужно применять либо электролизёр либо пропан с кислородом.

Оба эти варианта, при наличии подходящих горелок малой мощности, пригодны и для ремонта медных радиаторов автомобилей. Понятно, что перегрев припоя оловянно-свинцового припоя таким пламенем нежелателен, приходиться добавлять в гремучий газ пары бензина, и «растушёвывать» зону нагрева. Испарение свинца опасно для работающего и нужно паять на открытом воздухе или под тягой.

Для пайки железа латунью с бурой чистое водородно-кислородное пламя слишком окислительное и горячее. Гремучий газ нужно обогащать парами бензина, либо добавлять тот же пропан. Горелка должна иметь достаточную мощность для быстрого нагрева деталей, что резко уменьшает их окисление.

Флюсы для пайки.

В различных книгах приведено большое количество рецептов паяльных флюсов. Однако для большинства работ достаточно всего несколько рецептов.

Канифоль. Хорошо флюсует до 200 градусов медь и медные сплавы. Не коррозионно-активна, но лучше её ударять с готового спая. Растворяется спиртом, но не бензином.

Ортофосфорная кислота. Не образует, в отличие от соляной, легкорастворимых солей с железом и медью. Коррозионная активность низкая, но при пайке радиодеталей и облуживании плат проникает в зазоры, откуда её удалить очень трудно, пропитывает даже стеклотекстолит. Для радиомонтажа непригодна. Не сильно дымит в пламени горелки, пары не коррозируют и она очень подходит для пайки оловянно-свинцовыми припоями автомобильных радиаторов. При многократном флюсовании убирает даже грязь из зазоров. Если не допускать перегревов, позволяет паять оловянно-свинцовыми припоями нержавеющую сталь. Паяльником можно работать по железу. После работы надо смывать водой. Слегка пассивирует железо.

Флюсы на основе хлористого цинка и хлористого аммония. Более активны, чем фосфорная кислота, сильно испаряются и дымят при нагреве. От их паров ржавеет железо. После пайки нужно тщательно удалять промывкой в воде. Для ответственных деталей желательно спаи пассивировать слабым раствором фосфорной кислоты либо содовым раствором с добавкой какого-либо бихромата.

Расплавленные щёлочи типа едкого натра, калия, их сплавы пригодны для лужения железа, нержавейки и меди паяльником. Позволяют работать водородным и водородно-кислородным пламенем. Добавка в пламя углеводородов дезактивирует флюс, хотя листы можно нагревать с обратной стороны. При пайке радиаторов позволяет хорошо пролудить даже корродированные бачки, сильно загрязнённые органикой. Отмывать следует водой. Флюс сильно разрушает кожу рук. После отмывки флюса можно паять лужённые поверхности с фосфорной кислотой. Пары и брызги вредны для глаз, кожи, лёгких, для рук. Сильной коррозии железа не вызывают.

Бура. Применяется для обычных паек железа латунью или серебрянными припоями, для пайки меди и латуни медно-фосфорными припоями или серебром. Расплав вязкий, хромсодержащие стали и сплавы флюсует только после хорошей зачистки и быстрого нагрева. Добавка борфтористых и фтористых солей повышает активность, но при этом выделяются и более вредные для здоровья человека пары. Пайка твёрдосплавных пластин возможна при быстром нагреве. Особенно плохо флюсует хороший сплав Т15К6, для которого рекомендуют флюс Ф-100. Свойства буры несколько улучшаются добавкой десяти-двадцати процентов пентабората калия, который можно получить, сливая горячий насыщенный раствор 30-ти граммов борной кислоты и десятипроцентный раствор 5,6 или шести граммов едкого калия. (Едкие щёлочи часто содержат избыток воды, что затрудняет дозировку.) Пентаборат при охлаждении раствора выпадает в осадок. (Едкий калий растворять можно только в холодной воде! Работать в очках!)

Бура не корродирует железо и её часто не удаляют после пайки. От влаги она постепенно вспучивается и превращается в противный белый порошок. Удалить буру со спая можно лёгкой проковкой молотком. Лучше действует пятипроцентный раствор серной или фосфорной кислоты. Чтобы он не растворял железо, в травильный раствор можно добавлять муку, «сухой спирт», формалин, хлебные корки, даже пиво! После стравливания буры и окислов, детали нужно промыть в воде щёткой и пассивировать в щелочном растворе бихромата, промыть в воде и высушить гигроскопичной бумагой или чистой х-б тряпкой. Для здоровья человека бура, как и борная кислота, вредны и опасны. Ими травят тараканов. С большими количествами растворов буры работать надо в перчатках. Нужно избегать их попадания в организм, хранить в отдельной таре и не с пищевыми продуктами.

Борфтористый калий KBF4. Относительно легкоплавкая и трудно растворимая в воде соль. Расплав чистого борфторида быстро растекается по меди и латуни, обеспечивает отличное растекание серебренных припоев. Его можно применять самостоятельно, либо добавлять в буру. При нагреве выделяет вредный для здоровья трехфотристый бор, поэтому работать нужно под тягой. Остатки флюса легко смываются водой.

Ю. Н. Бондаренко.

Оцените статью
Про пайку
Добавить комментарий