Немалую часть технологического процесса изготовления радиолампы занимает работа со стеклом – чудо как хорошо подходящим для этой цели материалом. Рассмотрим набор операций, достаточных для изготовления стеклянной части простого электровакуумного прибора (ЭВП) в ключе работ в условиях любительской мастерской.
- Короткое напутствие – несколько общих слов.
- Огневое оснащение работ.
- Разогрев стекла
- Оплавление края трубки
- Изготовление пробирочного дна
- Впаивание одиночного проволочного вывода
- Подготовка проволоки:
- Процесс впаивания:
- Качество впая металла:
- Различные виды впаивания
- Вывод
- Цены на ремонт бампера и пластиковых деталей в АвтоТОТЕММ
- Jaguar X-type (Ягуар Икс-тип) 2008
- Toyota Corolla (Тойота Королла) 2014
- Типичные повреждения
- Подготовка к сварке
- Процесс сварки
- Почему стоит обратиться в «АвтоТОТЕММ»
- Приемущества нашего автосервиса
- Отзывы клиентов
Короткое напутствие – несколько общих слов.
Огневое оснащение работ.
Разогрев стекла
Внесение заготовки в пламя горелки – момент ответственный, тем более для легкоплавких стёкол с высоким коэффициентом теплового расширения (КТР). Стекло – материал хрупкий и плохо проводящий тепло.
- Верхние его слои нагреваются значительно быстрее внутренних, они по-разному расширяются, и заготовка разрушается.
- Бывает, что и с сильным разлётом горячих осколков.
- Повышается риск растрескивания при нагреве крупных, сложных, толстостенных стекляшек, проволочных впаев, повреждении поверхности стекла, в том числе и неровных зазубренных резов, неотожжённых промежуточных изделий.
Разогревать такие заготовки следует с особой деликатностью и не жалея времени.
Оплавление края трубки
Не только правило хорошего тона, но и суровая необходимость – вращать заготовку приходится часто и одновременно поддувая её. Суя в рот стекло с острым краем, можно здорово изрезать губы. Рукам достаётся тоже. Кроме того, неоплавленный конец трубки сложнее затыкать пробками, они быстрее портятся.
Изготовление пробирочного дна
Обычные ошибки: разогрев слишком долгий или слишком широкой части трубки. При этом её конец начинает стягиваться, уменьшая внутренний канал. Надёжно и ровно всадить пробку в такое отверстие трудно, край приходится дополнительно разворачивать специальным инструментом – операция на крупных трубках непростая.
Фото 2. Один из способов разогрева – решение в лоб – вращая заготовку, нагреваем её в дальней части негорячего мягкого коптящего пламени (газ без воздушного дутья), потом в ближней, затем добавляем немного воздуха, делая факел чуть жёстче и так далее. На фото – разогрев края коротенького кусочка трубки Ø18 мм, для удобства насаженной на силиконовую пробочку со стеклянной трубкой-державкой. Копоть на стекле при дальнейшем нагреве сгорает
Появление в факеле характерного яркого рыжего хвоста, т. н. содового свечения – окрашивания пламени испаряющимися с поверхности заготовки ионами натрия сигнализирует о фазовом переходе в стекле. С этого момента его можно нагревать с любой практической скоростью, не опасаясь термоудара.
Фото 3. Оплавление края трубки. Выполняется в горячей части неширокого жёсткого факела
Обычные ошибки: разогрев слишком долгий или слишком широкой части трубки. При этом её конец начинает стягиваться, уменьшая внутренний канал. Надёжно и ровно всадить пробку в такое отверстие трудно, край приходится дополнительно разворачивать специальным инструментом – операция на крупных трубках непростая.
Фото 4. Расширение стянутого конца трубки медной развёрткой, смазанной воском. Горлышко под пробку
Фото 5. Конец трубки сильно и равномерно разогревается.
Здесь использован асбестовый отражатель пламени, возвращающий часть тепла на стекло
Фото 6. Раскрыва губок моего небольшого медицинского пинцета не хватает для захвата трубки целиком – размягчённые края сплющиваю на графитовой плитке
Сильно разогреваю конец трубки, в том числе и сплющенную часть, чтобы пинцет мог её схватить.
Фото 7. Вынимаем заготовку из пламени, хватаем конец пинцетом и плавно оттягиваем его, вращая основную заготовку
Фото 8. Переплавляем перекрученный стеклянный хвост около нашего донышка, остатки – в металлическую урну с боем
Фото 9. Разогреваем конусное пока ещё донышко и несколько раз снимаем лишнюю капельку стекла стеклянной палочкой или пинцетом
Фото 10. Разогреваем донышко в горячем мягком пламени и в несколько приёмов раздуваем до пробирочной полусферы
Фото 11. Покрутив минутку горячую работу в коптящем пламени, перенёс её в базальтовое одеяло – сложенный пополам отрезок мягкого рулонного огнеупора, для замедленного остывания
Фото 12. Готовое пробирочное донышко. Оно же – макушка баллона радиолампы или конец разрядной трубки. Соответственно, в него может быть впаян штенгель или проволочный вывод
Обычные ошибки: неравномерное вращение в пламени, заготовка вращается не перпендикулярно факелу – приводят к размягчению неровного кольца трубки, фигуры из такой заготовки получаются несимметричные, косые. Вытягивая длинный ус, заготовка не вращается, то же и при раздувании – те же последствия. Поддувать размягчённое стекло следует щеками и небольшими порциями.
Штенгели
Штенгелем называют тонкую технологическую трубочку, впаянную в колбу ЭВП в удобном месте. Собранный прибор через штенгель присоединяют к откачному посту, удаляют воздух и при необходимости наполняют нужными газами или веществами. Штенгель готового прибора переплавляют около колбы – нагревают ручной горелкой, и давление атмосферы его сплющивает. На колбе остаётся характерная пупочка.
Здесь используется штенгель внешним Ø 5 мм.
Фото 13. Остатки штенгелей на макушке заводских радиоламп. Ø5 мм на мощном сдвоенном кенотроне 5Ц8С, 1970 г. р. Ø4 мм на лысом – с нераспыляемым геттером варианте стабилизаторного триода 6С19П 1964 г. р. НПО Светлана, г. Ленинград
Мелкие подготовительные работы с тонкой трубочкой
В зависимости от имеющегося в мастерской оборудования, штенгель может оканчиваться ровным оплавленным краем для присоединения металлическим цанговым зажимом, ровным необработанным краем или небольшим расширением в случае припаивания к вакуумной системе из стекла. В ряде случаев штенгель может быть присоединён к мягкому толстостенному вакуумному шлангу.
Фото 14. Конец отрезанного кусочка трубочки оплавляем аналогично Фото 3. Работать однако, приходится быстрее и аккуратнее, чаще осматривать готовое
Фото 15. Оплавленный конец заготовки штенгеля
Фото 16. Разогрев второй конец трубочки несколько дольше и шире, добиваемся полного заплавления канала – стекло стягивают в каплю силы поверхностного натяжения
## Фото 17
Разогрев кольцо стекла и чуть раздув его, получаем т. н. оливку – местное утолщение для надёжного присоединения шланга
## Фото 18
Обрезаем закрытый кончик штенгеля и оплавляем острый торец. Можно подключать шланг. Операция выполняется после припаивания штенгеля к колбе ЭВП
## Фото 19
Получив на конце тонкой трубочки каплю горячего стекла (Фото 15), очень просто раздуть её до крупного пузыря с тончайшими стенками. Иногда это пузырь лопнувший
## Фото 20
Прижав такой пузырик к плоской твёрдой поверхности, легко разрушаем его, оставляя более толстую и прочную вороночку-основание. Обычно она удаётся замечательно правильной формы
## Фото 21
Такие вороночки, кроме прочего, помогают очень просто и на широком факеле спаять тонкие трубки, припаять штенгель к тонкостенной колбе и так далее
### ▍ Впаивание подготовленной трубочки-штенгеля
В работах участвует ручная горелка с соплом 0,3 мм, сжигающая гремучий газ из электролизёра, обогащённый толикой паров бензина.
## Фото 22
Разогретая обычным образом заготовка помещается над небольшим языком светящего пламени (подогрев). Маленьким горячим игольчатым факелом сильно разогреваем точку на стекле – место для припаивания штенгеля
## Фото 23
Не давая стеклу остыть, быстро и аккуратно раздуваем крохотный пузырик, обламываем его тонкий купол (на фото), слегка оплавляем основание в мягком пламени
## Фото 24
Монтаж. Одновременно, держа заготовки по обе стороны от средней части мягкого пламени, разогреваем до начала малинового свечения торец полученного кратера на трубке-колбе и кончик тонкой трубочки-штенгеля и поаккуратнее слепляем их
## Фото 25
Увы, слепленный не значит спаянный. Между неперемешавшимися стёклами деталей могут остаться незаметные глазу микротечи, через которые сложный прибор со временем насосёт воздуха и выйдет из строя. На фото – прилепленный в торец колбы штенгель
## Фото 26
Пропаивал слепленные стыки деталей ручной горелкой, её крохотным горячим факелом, подогревая место работы в небольшом коптящем пламени
## Фото 27
Работа мелкая и точная, поверх защитных дидимовых очков удобно надевать козырёк с лупой
## Фото 28
Тщательно вращая, готовую работу закоптил в крупном светящемся пламени и укутал базальтовым одеялом
## Фото 29
Впаянный штенгель. Учебная работа
Операция сложная, требует некоторого навыка. Обычные неприятности: часто заплавляется маленькое проходное отверстие между штенгелем и колбой. При пайке сильно разогревается место соединения и более или менее длинный штенгель, размягчаясь, падает или перекручивается. Приходится искать температуру подогревного пламени и место в нём. Такое горячее, чтобы стекло не растрескивалось при пайке и такое прохладное, чтобы детали не размягчались. Слепленное стекло часто растрескивается при повторном нагреве – шов лучше пропаивать сразу, не охлаждая работы.
Впаивание одиночного проволочного вывода
Операция, зависящая от группы стекла и, соответственно, проволоки, которую допустимо в него впаивать. Для платиновой группы это, понятно – платина или специальный недорогой биметалл – платинит (железоникелевый сплав со слоем меди).
Подготовка проволоки:
- Перед запаиванием в стекло отжигаем медную или платинитовую проволоку в дальней окислительной части факела.
- Помещаем окисленную проволоку в отрезок стеклянной трубочки.
- Прогреваем трубочку, добиваясь отсутствия воздушных пузырей и положения проволоки в стекле более или менее по оси.
- Укутываем остеклованный ввод базальтовой ватой.
Процесс впаивания:
- Подготавливаем отверстие для электрода, разогревая конусное сужение на трубке-колбе.
- Оттягиваем тонкий усик колбы и обламываем его, чтобы получить удобное отверстие.
- Разогреваем торец колбы с вложенным электродом, помня о внутренних напряжениях стекла.
- Прогреваем впай, поддувая и выравнивая колбу при необходимости.
- Замедленно охлаждаем работу.
Качество впая металла:
- Оценим равномерность цвета металла в стекле. У платинита цвет ярко-розовый.
- Проверим наличие включений и потемнений.
Различные виды впаивания
- Фото 30: Впаи тонкого штенгеля с несколько расширенным концом.
- Фото 31: Медь в стекле растворяется хуже, чем окись меди.
- Фото 35: Подготовка отверстия для электрода.
- Фото 39: Вид впая в отраженном свете.
Вывод
Данные операции широко используются при изготовлении различных газоразрядных приборов, включая миниатюрные высоковакуумные насосы и датчики. Важно помнить, что выполнение операций может немного отличаться в зависимости от специфики работы.
Компания «АвтоТОТЕММ» предлагает профессиональные услуги по сварке пластика бамперов. Мы ценим время наших клиентов и стремимся обеспечить быстрое и качественное обслуживание. Благодаря оптимизированным процессам работы, мы способны выполнять заказы в кратчайшие сроки.
СТОИМОСТЬ ЭТАПЫ РАБОТ ФОТОГАЛЕРЕЯ ПРЕИМУЩЕСТВА АДРЕСА ЦЕНТРОВ
Цены на ремонт бампера и пластиковых деталей в АвтоТОТЕММ
№ п/пВиды работСтоимость (руб.)
1. Категория включает классы автомобилей: А («мини-класс»), B («малый-класс»), С («компакт-класс», «гольф-класс»)
2. Категория включает классы автомобилей: D («средний класс»), E («большой класс», «бизнес-класс»)
3. Категория включает классы автомобилей: F («представительский класс»), J (SUV, в том числе внедорожники), М (MPV — минивэны), S Спорткары / купе / кабриолеты
Виды работ Цена, руб.
Сварка трещины до 3 см от 1000
Сварка трещины до 6 см от 1500
Сварка трещины с исправлением геометрии до 10 см от 2000
Сварка трещины с исправлением геометрии до 14 см от 2500
Сварка трещины с исправлением геометрии до 20 см от 3000
Сварка трещины с исправлением геометрии до 30 см от 4000
Сварка трещины с исправлением геометрии до 40 см от 5000
Сварка трещины с исправлением геометрии до 50 см от 6000
Ремонт кронштейнов фар, бамперов 1 элемент от 1500
Ремонт трещины корпуса фар (за 1 см) 300
Восстановление отсутствующих элементов креплений бамперов, фар, других пластиковых деталей (за шт.) от 500-5000
Jaguar X-type (Ягуар Икс-тип) 2008
Сварка переднего бампера Jaguar X-type
Toyota Corolla (Тойота Королла) 2014
Сварка переднего бампера Тойота Королла
Типичные повреждения
В своей практике мастера АвтоТОТЕММ сталкиваются с разнообразными типами повреждений пластиковых бамперов. Выделим наиболее типичные из них:
В «АвтоТОТЕММ» каждый случай повреждения рассматривается индивидуально, с учетом всех нюансов. Эффективный ремонт требует не только профессионального подхода к сварке пластика, но и глубокого понимания свойств материала и механики повреждений. Таким образом, квалифицированные специалисты нашей компании способны восстановить пластиковые бамперы к их первоначальному состоянию, обеспечивая при этом долговечность и надежность ремонта.
Подготовка к сварке
Качественная сварка пластиковых бамперов начинается с тщательной подготовки. В «АвтоТОТЕММ» мы придерживаемся строгих стандартов подготовки, чтобы обеспечить высокое качество конечного результата. Ниже представлены основные этапы подготовки к сварке:
Качественная подготовка к сварке – это залог долговечности и надежности ремонта. В «АвтоТОТЕММ» мы уделяем этому процессу особое внимание, чтобы каждый отремонтированный бампер выглядел и функционировал как новый.
Процесс сварки
Процесс сварки пластиковых бамперов выполняется нашими мастерами с высокой степенью профессионализма и точности. Вот основные этапы этого процесса:
Этот процесс требует не только специализированных знаний и навыков, но и внимания к деталям, чтобы обеспечить высокое качество ремонта. Специалисты АвтоТОТЕММ строго следуют установленным процедурам, чтобы каждый ремонт был выполнен на высшем уровне.
Почему стоит обратиться в «АвтоТОТЕММ»
В АвтоТОТЕММ работают только квалифицированные специалисты с глубокими знаниями и опытом в области сварки пластиков. Мы постоянно повышаем квалификацию наших сотрудников, следуя последним тенденциям и инновациям в сфере ремонта автомобильных бамперов.
Мы понимаем, что каждый автомобиль и каждый случай повреждения уникальны. В АвтоТОТЕММ мы подходим к каждому заказу индивидуально, учитывая все требования и пожелания клиента.
Позвоните нам или оставьте заявку на сайте в специальной форме, чтобы проконсультироваться, уточнить цены, сроки выполнения работ и другие интересующие моменты. Наши менеджеры ответят на все ваши вопросы.
Приемущества нашего автосервиса
Есть вопросы — спрашивайте!
Не стесняйтесь, Наши специалисты помогут Вам, окажут бесплатную консультацию или запишут на посещение Нашего автосервиса.
Задать вопрос специалисту
Отзывы клиентов
Ремонт как всегда на высоте от въевшегося пятна на двери не осталось и следа хорошо перекрашивать не пришлось. Ещё раз спасибо мастерам за качественную работу.
Качество хорошее, меня устраивает