Как правильно паять скрутки паяльником

Как правильно паять скрутки паяльником Флюс и припой

При работе с электрикой автомобиля, например, вовремя ремонта или дополнения каким-либо устройством, часто приходится заниматься соединением проводов. Обычно, нет возможности сделать соединение контактов стандартным заводским способом «мама/папа», и приходится прибегать к другим методам. Способов довольно много и у каждого есть как свои достоинства, так и недостатки.

Рад приветствовать посетителей моего блога!

Сегодня я вам хочу рассказать о паяльнике для пайки скруток медных проводов в распределительных коробках при монтаже электропроводки.

Вы проводите электропроводку, сделали коробку, скрутили провода в ней. Как усилить контакт проводов в скрутке? Многие мастера сваривают концы проводов специальным сварочным аппаратом. Я же паяю скрутки а не свариваю их. И для этого есть объективные причины. Они чисто технического характера. Я использовал сварку до того как начал спаивать скрутки.

Минусы этого способа:

  • Провода легко перегреть, поэтому может оплавиться изоляция
  • Сваривается самый кончик провода и если какая-то жила чуть не доходит до конца она не приварится
  • Отрицательное воздействие дуги от сварки на глаза
  • Трудоемкость этого способа

Итак, паяльник для пайки скруток собственной персоной! (Мой вариант). На фото он немного потрепан потому что поработал на славу.

В качестве основы я использовал обыкновенный 100 ваттный паяльник. Можно взять помощнее ватт так 150-200. Это даже лучше. И медная цилиндрическая болванка размерами: длиной 4-5 см и диаметром 1,5-2 см.

В болванке нужно сделать два отверстия, как показано на этом рисунке.

Отверстие малого диаметра для жала паяльника (сквозное). Отверстие большого диаметра — ванна для олова. Малое отверстие делаем такого диаметра, чтобы жало паяльника заходило в него как можно плотнее и не вращалось. Кончик жала паяльника можно немного заточить, чтобы оно вошло в отверстие и дальше плотно вставляем жало в него. Паяльник для пайки скруток почти готов. Делаем подставку, чтобы паяльник большим отверстием всегда стоял вверх. Иначе олово из него просто напросто выльется.

И еще, нужно удлинить провод паяльника. У меня он метра 3, а может даже 4. Я думаю, вы с этим легко справитесь. Длинный провод нужен для того, чтобы не таскать за собой вверх удлинитель (ведь скрутки придется паять на высоте). Загружаем в паяльник кусочек канифоли и олово и включаем в паяльник в розетку. Процесс пошел! Ждем пока нагреется. Это зависит от мощности паяльника и напряжения в сети. Может греться минут 10-15.

Олово расплавилось — можно приступать к пайке скруток. Как делать скрутки читайте в моей статье «Делаем скрутку проводов в коробке правильно».

Олова в ванночке должно быть почти под самый край. Тогда длина спайки будет больше. В качестве флюса я использую канифоль. Можно кусковую. Берем паяльник за ручку, опускаем скрутку в паяльник, ждем секунду-две, чтобы скрутка чуть-чуть нагрелась, потом прислоняем к скрутке кусочек канифоли и опять опускаем в паяльник. Но уже смотрим, чтобы участок хорошо пропаялся и только потом убираем паяльник и даем скрутке остыть. Только после этого можно скрутку изолировать.

Использовать в качестве флюса какую-либо кислоту нельзя! Остатки кислоты на медной скрутке в конце концов съедят её.

Да, нужно проводить эти действия аккуратно, чтобы не расплескать олово из паяльника. Всё олово у нас остается в паяльнике. На землю ничего не попадает. Главное подождать когда паяльник нагреется. Сама пайка скруток происходит довольно быстро.

Я сначала расключаю коробки, потом пропаиваю их одну за одной. Если приноровиться, то получается намного быстрее, чем варить сваркой.

На этом у меня всё!

Делайте паяльник для пайки скруток, паяйте не теряя олово.

Если вам понравилась идея и статья делитесь в соцсетях. Пишите в комментариях если статья вам помогла.

Умение паять – очень полезный навык, который пригождается в жизни. Каждый мужчина должен знать, что любое соединение кабеля в виде скрутки – очень ненадёжно и некачественно, а вот пайка обеспечит прочное и качественное соединение без каких-либо потерь. Кроме того, в некоторых моментах без пайки не обойтись, например, в ремонте микросхемы, когда нужно отпаять конденсатор и заменить его другим, а также в электрике, перед подключением многожильного провода в электроприборы (счётчик, автомат, розетку или выключатель). О пайке медных проводов паяльником – мы и расскажем вам в данной статье.

Как правильно паять скрутки паяльником

Что необходимо для начала пайки?

Сперва давайте рассмотрим, что нужно для пайки. Для этого нам понадобятся:

  • Паяльник;
  • Канифоль;
  • Припой (олово).

Канифоль. Канифоль используется с целью очищения поверхности, на которую будет производиться пайка, а также для образования качественного соединения и лучшего растекания припоя. Ещё для этой задачи может быть использована паяльная кислота, но по своим свойствам она уступает канифоли.

Припой. В качестве припоя чаще всего используется олово, которое обеспечивает прочное монолитное соединение, заполняя при этом пустоты.

Подготовив все перечисленные материалы – приступаем к пайке.

Процесс пайки электрическим паяльником

Для начала необходимо подготовить так называемую рабочую поверхность, на которой будет производиться процесс пайки. Лучше всего это делать за столом, но например, при залуживании электрической проводки, иногда это не представляется возможным, поэтому нужно оборудовать спонтанное рабочее место. В качестве рабочей поверхности для пайки отлично подойдёт деревянная доска, толщиной не меньше 1 см. Для паяльника необходим будет удлинитель, если рядом нет розетки. Когда всё подготовлено – приступаем к пайке.

Залуживание концов кабеля

Как уже говорилось, это необходимо делать в соответствии со стандартами подключения электрики: счётчиков, автоматов и т.п. Для начала нужно снять часть изоляции провода на необходимую длину. Ещё один момент: при использовании б/у кабеля рекомендуется откусить концы без изоляции (они наверняка окислились). При использовании многожильного кабеля, жилы необходимо закрутить по часовой стрелке. Далее включаем паяльник в сеть и ждём, пока он нагреется.

Когда паяльник достиг рабочей температуры, кабель кладём на канифоль и утапливаем его паяльником, после чего достаём и равномерно обрабатываем канифолью концы. После этого сразу набираем на паяльник припой и обрабатываем им концы кабеля, равномерно распределяя припой по проводу. При этом, для равномерного нанесения припоя нужно прокручивать кабель. Старайтесь, чтобы не было бугров при зажуливании кабеля. После того как олово остынет, оно создаст прочную монолитную поверхность.

Как правильно паять скрутки паяльником

Пайка медного кабеля

Давайте на примере ещё рассмотрим, как спаять два конца медного провода. Это очень нужная процедура, которая обеспечит надёжное и качественное соединение не только медного многожильного электрического кабеля, но и кабеля для наушников, колонок и т.п.

Для того чтобы спаять два конца провода необходимо сначала их залудить, после чего с помощью припоя соединить их. Существует два способа припаивания кабеля:

  • Первый способ – когда небольшая часть кабеля накладывается на другой, и они припаиваются;
  • Второй способ – когда части кабеля накладываются друг на друга и припаиваются.

Перед пайкой электрического кабеля он должен быть полностью обесточен! Также после пайки провода место соединения необходимо заизолировать термоусадкой, а при её отсутствии изолентой.

На этом собственно и всё. Напоследок предлагаем вашему вниманию посмотреть подробный видеоурок, в котором детально рассказывается и демонстрируется залуживание проводов и их пайка, а также пайка микросхем.

В позапрошлом году я начал испытания различных способов соединения проводов, во избежание ситуации описанной в посте. Сейчас пришло время посмотреть как соединения стареют со временем и ведут себя при перегрузках.

Здесь рассматриваются наиболее доступные способы соединить наиболее типичный для квартирной проводки медный однопроволочный провод сечением 2,5 кв.мм.

Старение

Соединения, описанные в прошлой статье, были оставлены на балконе с большими суточным и годовым перепадами температуры и влажности на 14 месяцев. Напряжение не подводилось. Подтяжка или зачистка клемм не производились.

Перегрузка

На этот раз конструкция установки несколько иная. Повышено выходное напряжение и добавлен балласт, в виде кастрюли с кипятильником, для стабилизации тока.

Изменение тока в середине опыта вызвано удалением Al-Al скрутки, создававшей большое сопротивление.

Подтяжка клемм не производилась.

Винтовые клеммники ТВ-1504 (15 А) и ТВ-2504 (25 А)

Нет признаков ухудшения контакта при хранении и после циклирования. Конечная температура в перегрузке существенно превышает допустимую для ПВХ изоляции, но никаких признаков повреждения клеммников или проводов не обнаружено.

«Полиэтиленовый» клеммник 5 А

На 18-ом цикле стало заметно оплавление корпуса в местах соприкосновения с металлическими частями. К концу финального трёхчасового нагрева корпус начал течь, но продержался до конца опыта. При разборке схемы один из проводов выпал.

Провал, но с учётом 8-и кратной перегрузки — живучесть удивительная.

«Полиэтиленовый» клеммник 10 А

Не участвовал в испытаниях на старение. При сборке, в гильзе образовалась трещина, и с этой трещиной он пошёл на испытания.
Никаких признаков повреждения корпуса или проводов. После разборки провода держатся надёжно, сопротивление стабильно.

Скрутка Cu-Cu

При длительном хранении ослабла — сопротивление нестабильно (меняется при надавливании на провода). Измеренная внутренняя температура вызывает сомнения. Признаков перегрева изоленты не обнаружено.

Успех, но есть нюанс.

Скрутка Al-Cu

После хранения сопротивление высоко и нестабильно. Начала дымиться сразу после включения под нагрузку, и через полчаса изолента полностью обгорела. На 16-м импульсе контакт пропал и началось искрение, после чего была исключена из схемы.

Полный провал, но без пожара.

Скрутка Al-Al

После хранения нестабильное сопротивление. Начала дымиться через 10 минут после подачи тока. Через 5 часов под нагрузкой (третий импульс) почернела изоляция на проводах. На протяжении всего опыта наблюдается небольшое искрение. На 19-м импульсе нагрев скрутки привёл к повреждению вспомогательного клеммника, после чего она была исключена из схемы.

Пайка

Стабильна как целый провод. Но крайне нетехнологично для монтажа электропроводки.

WAGO 222 (серый)

После хранения сопротивление возросло и стало нестабильным. В ходе опыта температура внутри достигла 171º. Заметных повреждений корпуса нет, но изоляция на проводах начала темнеть. После прогрузки сопротивление осталось нестабильным. Возможно это вызвано оксидной плёнкой на проводе, возникшей в результате перегрева.

Успех, но есть нюансы.

WAGO 221 (прозрачный)

После хранения возросло сопротивление. После прогрузки сопротивление частично восстановилось, но стало нестабильным. Видимых повреждений нет. Изоляция на проводах немного потемнела и затвердела.

Значительно лучше, чем серый WAGO.

Измерения

В соответствии с ГОСТ IEC 60898-2-2011, автоматический выключатель 25С должен гарантированно отключаться за время не более 1 ч при токе 25*1,45 = 36 А. Исходя из этого, испытанные (и уцелевшие) соединения должны быть достаточно надёжными для цепи сечением 2,5 кв.мм, защищаемой автоматами на 25 А.

Следует учитывать, что, несмотря на сохранение целостности соединений, нагрев, во всех случаях, существенно превысил допустимый для ПВХ изоляции предел в 70º. Длительное нахождение под таким током приведёт к ускоренному старению изоляции и её разрушению. А потому, если возможна длительная перегрузка, — желательно ограничивать ток автоматическими выключателями на 20 А (редкие) или 16 А.

Мне не удалось устроить возгорание — полное разрушение изоленты произошло без открытого пламени. Корпуса электротехнический изделий и изоляция проводов изготавливаются из материалов не поддерживающих горение, а потому пожар при перегрузке маловероятен, но возможен при «правильном» монтаже на «подходящих» конструкциях.

Опыт проводился при комнатной температуре на открытом столе. Реальные соединения могут располагаться в закрытых щитках или нагреваемых солнцем помещениях.

Плюсы и минусы пайки проводов в авто

В большинстве работ с электрикой, пайка может оказаться очень надёжным соединением, но в автомобилях её рекомендуется не применять. Это связано с тем, что спаянный контакт подвержен окислению, что спровоцирует стремительное разрушение соединения. Паянное соединение не имеет гибкости и при минимальном физическом воздействии контакты, которые подгнили, распадутся.

Как правильно паять скрутки паяльником

Портится не сама пайка. Слабые места такого соединения находятся между изоляционным слоем провода и самой пайкой. Тут будет происходить окисление, которое спровоцирует надлом.

Также к отрицательным моментам стоит отнести неудобство такого способа. Пытаться спаять контакты под торпедо, где и примитивную скрутку не всегда можно нормально сделать, очень неудобно.

Это не значит, что пайка в автомобиле недопустима. Просто это не самый удачный способ.

Надёжного паянного соединения можно добиться покрыв скрутку припоем и покрыв соединение специальным лаком, который будет препятствовать окислению.

Плюсы и минусы скрутки проводов в авто

Проще всего соединить провода путём их скручивания. Это быстро и не потребуется никаких инструментов, помимо ножа для зачистки изоляционного слоя. При необходимости скрученные контакты очень легко разрываются без каких-либо приспособлений.

Как правильно паять скрутки паяльником

Недостаток скруток заключается в низкой надёжности, а также возможного нарушения контакта. При таком способе повышается риск окисления, что может привести к нестабильной работе запитанного потребителя.

Скрутку в автомобильной электрике не рекомендуется применять в цепях высокого тока. Например, для запитывания головного освещения или подключения противотуманных фонарей. Но она вполне сгодится для слаботочных цепей. Светодиодная подсветка вполне может состоять из скрученных соединений.

Надёжная скрутка делается путём переплетения распушенных кончиков в одно целое. Таким образом, обеспечивается хороший контакт между двумя проводниками.

Как правильно паять скрутки паяльником

Плюсы и минусы обжимки проводов в авто

Как правильно паять скрутки паяльником

Всеми производителями автомобилей рекомендовано при ремонте электрики использовать именно обжим. Это популярный способ, у которого есть масса преимуществ:

  • Простота;
  • Надёжность;
  • Используя определённые муфты можно получить сразу изолированное соединение.

Из недостатков можно выделить только то, что придётся купить специальный инструмент — кримпер. Несмотря на то, что некоторые муфты имеют полимерную изоляцию, рекомендуется дополнять соединение термоусадкой.

В завершении темы стоит напомнить, что независимо от выбранного способа важно соблюдать технику безопасности при работе с электропроводкой автомобиля. При ремонте нужно обязательно отключать аккумуляторную батарею. Все плюсовые контакты должны иметь надёжную изоляцию. В противном случае может произойти короткое замыкание, которое вызовет пожар.

Плюсы и минусы сварки проводов в авто

Как правильно паять скрутки паяльником

Сварка проводов в автомобиле отличается большой надёжностью и долговечностью. В заводских условиях сварку контактов используют для создания надёжного соединения с «массой» автомобиля, а также в некоторые плюсовые контакты объединяются воедино с помощью сварки. Неоспоримым достоинством является то, что сварное соединение имеет минимальное сопротивление.

Тем не менее применять её в ремонтных целях очень дорого и часто неудобно.

Читайте также:  Припой и флюс для пайки, назначение, химсостав, приготовление
Оцените статью
Про пайку
Добавить комментарий