Опыты Константина Мусатова
В связи с недавним запретом в Европе применения в аппаратуре припоев со свинцом в продаже повсеместно начали появляться безсвинцовые припои. Естественно у большинства радиолюбителей, специализирующихся на пайке звуковых устройств стали появляться вопросы по влиянию на звучание паяемых кабелей и аппаратуры — припоев, не содержащих свинец.
В сети информация по влиянию материалов для пайки на звучание, в особенности новых — бессвинцовых припоев «размазана» по форумам и найти сколько-нибудь подробное описание на эту тему – довольно проблематично. Исследование по влиянию на звучание, не только безсвинцовых припоев, а вообще всех – делали Аббас из Украины и Пехтерев из РФ.
https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru
Там основной вопрос был по поиску «идеального» для звука припоя, который бы по аудифильским канонам был на голову выше любого промышленного. Исследования очень интересные и показательные, но практически могут быть применимы только самими авторами или ограниченным кругом тех, кто решится на «варку» идеального припоя по их формулам.
Народ же больше интересует, какой из припоев промышленного изготовления «звучит» и чтобы он не стоил как «Кардас» и его не нужно было заказывать и ждать пол года. Многих интересует мнение о разрекламированных аудиофильских припоях: WBT, Waco-Tech, Audio Note, Cardas, их физических качествах и степени реального влияния на звук.
Александр = Мне очень понравился припой Cardas (никогда раньше не думал, что припой оказывает такое сильное влияние на звук), особенно если соблюдать температурный режим 170 С и пользоваться им как написано в инструкции по эксплуатации. Я им паяю где-то месяц, на выходе куча межблочных кабелей, сделанных на заказ.
Разъемы применяю — честный «Нойтрик» со сдвижным земляным контактом. Кабель — разный и Сайлент Вайр и Кимбер и если подешевле – микрофонный Klotz. Кардас (ИМХО) по звуку — один из лучших припоев. Сравнивал его с Асахи, и WBT примерно одного состава, Кардас их уделал. Про ПОС вообще не говорю, по сравнению с этими он – отстой.
WGGt56 = Я постоянно пользуюсь припоем фирмы Multicore, с флюсом внутри. Состав: Олово 62 %, Свинец 36 %, Серебро 2 %. Пару дней назад попробовал безсвинцовый припой WBT 0805 Silver 42 g (серебра в нем в два раза больше, чем в моем Multicore) купив катушку за сумасшедшие 2000 рублей (40 грамм)! Хотелось узнать, даст ли он прирост в качестве звука по сравнению с моим обычным припоем.
Спаял этим припоем с двух сторон кабель для довольно дорогих наушников MDR-Z1000 new Sony (со стороны наушников и коннекторов). Результат не порадовал. Звук стал очень ярким с перекосом баланса в сторону ВЧ. Для чистоты эксперимента снял отсосом и зачистил контакты на одном из «Ушей» и спаял своим Multicore.
При параллельном включении двух «Ушей» в один канал усилителя та сторона, что распаяна мультикором сыграла намного ровнее, чем сторона с припоем WBT. Вот вам и хваленый бессвинцовый припой WBT с высоким содержанием серебра… Почему так получилось, не знаю. Может быть повлиял мультикоровский свинец, а может быть, чем больше серебра, тем ярче и кривее получается звук. Купился на хвалебную статью и красивую рекламу(.
Левин Игорь = Припой припоем, но намного важнее то, каким образом — паять. Любая пайка должна быть:
- Скелетной (минимум припоя);
- Блестящей (не перегретой);
- Обтекаемой формы;
- Механически прочной (проводники должны быть закручены на ушко клеммы и держаться там прочно без пайки!).
Если эти условия не выполняются, то тип припоя не поможет, хоть супер дорогим WBT паяй, хоть базарным ПОС-61. Вот для серебро содержащих припоев нужен паяльник с более высокой температурой жала, это — да. Раньше я использовал обычный ПОС, потом в связи с всеобщей модой и помешательством в аудио прессе – перешел на различные безсвинцовые припои Asahi Solder: Sn96,5Ag3,5; Sn99,3Cu0,7;
SCS7 с серебром и медью. Сейчас для пайки применяю бессвинцовый припой Asahi Solder Viromet. Звуковыми свойствами припоев если честно, не особо заморачиваюсь, т.к. занимаюсь ремонтом бытовой аппаратуры, а там больше не усилители и колонки, а ноутбуки и видеокарты… Интересно, кто какими припоями пользуется для пайки своих изделий? Если это не составляет коммерческую тайну конечно.
Константин Мусатов = Я применяю безсвинцовый припой и со свинцом марок Asahi и Radiel. В ходу у меня постоянно четыре типа припоя для разных целей:
- Олово-медь для бессвинцовых печатных плат с обычными деталями;
- Олово-серебро для безсвинцовой пайки печатных плат и разъемов;
- Олово-свинец 60% / 40% для силовой пайки звуковых и не звуковых цепей;
- Олово-свинец 63% / 37% для печатных плат со свинцом.
Для начала, припой должен соответствовать поставленной задаче. Если нужна пайка лампового усилителя или корректора навесным монтажом, то лучше применять ПОС-60/40 или его более дорогие импортные аналоги. Если нужно паять печатные платы, то сначала нужно разобраться с покрытием платы и материалом контактов тех деталей, которые на эту плату будут ставиться. Припой должен им соответствовать. На пример, если на плате и контактах деталей есть позолота, то припой должен содержать серебро.
Если заморачиваться с тем как эти припои звучат, то это вопрос на самом деле – неоднозначный и темный. Я согласен с мнением одного спеца по металлам, что чем сложнее в припое состав, тем кристаллическая структура у пайки получается — хуже. В любом припое без олова — никуда. Из-за последних тенденций по увлечению экологией и бессвинцовыми припоями — без меди тоже.
Потому я частично перешел на медно-оловянный припой. У него смачиваемость хуже, чем у ПОС-а и припоев с серебром, и жала из меди — растворяются в нем «со скоростью звука». Но если паять паяльником с многослойным не обгорающим жалом и медно-оловянный припой с внутренним флюсом, то на результат не жаловался.
По моему мнению, звук припоя, в значительной степени определяется чистотой того, что в нем намешано: олова, меди, серебра и других элементов, и качеством примененного флюса. Припой, родом из шарашкиной конторы, может содержать много всякого дерьма, поэтому применять его не советую. Сам в основном паяю F99U10B13.
Но, хоть по звуку они мне и не нравятся — приходится пользоваться и серебросодержащими, т.к. золотое покрытие на платах и деталях им плохо смачивается. А припой с серебром золото смачивает хорошо. К корням надо возвращаться, к корням… Олово есть, чего нам еще надобно? Золота, не надо — оно портит структуру пайки, а медь не портит, ее там и так — много.
Аlexx = Получается, что серебро в припое хуже, чем просто медь и олово? А оно ж со временем на поверхности наверно — окисляется? Интересно, у олова окисел – ток проводит? Читал, что окисел серебра, таки-да, токопроводящий.
Константин Мусатов = Олово окислению как раз не подвержено, здесь проблема не в окислах. Олово подвержено оловянной чуме. Что бы чума не уничтожала пайки из чистого олова, в него нужно добавлять посторонние металлы, и выбор тут весьма широк: свинец, медь, серебро… Кроме разной температуры отвердения, у припоев есть еще параметры по смачиваемости материалов и по тому, какая при отвердении образуется структура.
Вот последнее как раз — очень влияет на звучание. Если в составе припоя много второго компонента, например, как свинца в ПОС-61, то при застывании в первую очередь кристаллизуется область эвтектичного расплава, а потом застывает — остаток. Получается, что структура пайки с глубиной — меняется и в ее кристаллической структуре образуются дефекты. Припои с небольшим содержанием примесей, такого сбоя в кристаллической структуре не дают.
Аlexx = Константин, по вашему мнению с точки зрения звука, оловянно-медный припой намного лучше, чем оловянно-серебряный? А то я повелся на хвалебную рекламу припоя с серебром и рассказы о том какое волшебное влияние на звук он оказывает, купил за непонятные деньги и только после этого нашел информацию от Аббаса и Пехтерева.
Я читал, что в последнее время проблемы экологии и появившиеся в связи с ними бессвинцовые припои вызывают повышенный интерес изготовителей радиоэлектронной аппаратуры. Куча информации о том, что безсвинцовые припои по массе характеристик отличаются от эвтектического сплава 63/37, поэтому, когда производитель переходит к пайке без применения свинца, обычно растет число дефектов.
Константин Мусатов = Бессвинцовые припои, особенно оловянно-медные, имеют плохую смачиваемость, паять ими намного сложнее и вероятность получить плохую пайку — выше. Если соблюдать рекомендации производителей припоев, то пайку изделий с золотым покрытием они рекомендуют делать олово-свинцово-серебряным, дела с надежностью пайки у них по-видимому обстоят — совсем плохо.
У меня, при ручной пайке оловянно-медным припоем по золотому покрытию, получаются вполне нормальные результаты, но на мат я не скупился. Оловянно-серебряным я паял раньше, только производитель был Асахи. Насчет разницы звука оловянно-медного и оловянно-серебряного однозначно сказать не могу, оба по своему — хороши.
https://www.youtube.com/watch?v=CentralPartnership
Контакты с золотым покрытием паяю безсвинцовым припоем Asahi Viromet. Это дорогой четырехкомпонентный припой: Олово как основа, медь, серебро и индий. Я им свои кабели распаивал очень долго, пока он из-за начала кризиса, не подорожал. Asahi Viromet из-за дороговизны перестали возить, и он пропал. Сначала пришлось перейти на медно-оловянный Асахи, а потом на новый SCS7 (в составе — олово, кремний и медь). Медно-оловянный применяю для силовых кабелей, т.к. там нет контактов с позолотой.